| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
АВТОМОБИЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ — АВТОПОРТРЕТ 1 ехнич. характеристика нек-рых советских автомобилей. Модель Год выпуска Грузоподъёмность или число мест (для сидения) Максимальная мощность двигателя (л. с.) при оборотах коленчатого вала в мин.
2,5 т 2,0/1,5 т 4 т 4,5/2,5 т 7 т Легковые 140/3 600 95/3 600 50/3 600 23/3 600 Грузовые 70/2 800 70/2 800 90/2 600 90/2600 110/2 000
Эксплуа-тац. норма расхода топлива (л/100 км) 27 (бензин) 18-19 » 13,5 9,0
АВТОМОБИЛЬНАЯ ПГОМЙПЬ ЛЕННОСТЬ, отрасль машиностроения, производящая автомобили, прицепы, автомобильные двигатели и запасные части для автомобилей. А. п. зародилась в конце 19 века. В СССР А. п. целиком создана в годы довоенных пятилеток и в 1937 заняла 4-е место в мировом выпуске автомобилей, а по произ-ву грузовых машин — 2-е место в мире и 1-е — в Европе. В годы Великой Отечественной войны были построены новые автозаводы в восточвых районах страны. В четвёртой пятилетке (1946—50) советская А. п. развивалась высокими темпами: в 1946 выпущено автомобилей на 36,8% больше, чем в 1945, в 1947—на 30,1% больше, чем в 1946, в-1948 — на 48,3% больше, чем в 1947; к концу пятилетки довоенный (1940) уровень произ-ва автомобилей был значительно превзойдён. По пятилетнему плану развития СССР на 1951— 1955 произ-во автомобилей в 1955 возрастёт по сравнению с 1950 на 20%. 1 ( . АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ, большое развитие получил с нач. 20 в. В царской России в 1913 было 8,9 т. автомобилей. В СССР в результате создания мощной автомобильной пром-сти в 1940 грузооборот а. т. возрос по сравнению с началом'1-й пятилетки (1928) в 89 раз, в 1950 увеличился по сравнению с 1940 в 2,3 раза. За годы четвёртой пятилетки (1946—50) построено 16 тыс. км автомобильных дорог с твёрдым покрытием. Введена в эксплуатацию автомобильная магистраль Москва — Симферополь. К концу четвёртой пятилетки сеть автомобильных дорог с усовершенствованным покрытием возросла по сравнению с 1940 в 2,5 раза. В соответствии с директивами XIX съезда партия грузооборот А. т. возрастёт в 1955 на 80—85% по сравнению с 1950. Будет построено и реконструировано автомобильных дорог с твёрдым по-| крытием примерно на 50% больше, чем в 1946—50, особенно в южных районах, в Закавказье и Прибалтике. АВТОМОТРИСА, самодвижущаяся по рельсовому пути пассажирская или служебная повозка с самостоятельной силовой установкой, в к-рой первичным двигателем служит двигатель внутр. сгорания. Передача от двигателя к движущим осям может быть электрическая, механическая, гидромеханическая. АВТОНОМИЯ, политическое или административное самоуправление части населения в составе гос-ва. Советская А. — один из важнейших принципов гос. устройства СССР, основанного на ленинско-сталинской нац. политике. А. в СССР создаётся на основе нац. признака и обеспечивает многочисЛЖ нациям, проживающим в пределах союзных республик, образование своих органов власти из представителей коренного населения, развитие национальной по форме и социалистической но содержанию культуры, подъём х-ва на основе общегосударственного плана. А. в СССР осуществляется в форме авто-номнон советской социалистической республики, автономной области и национального округа. В капиталистических странах А. фактически не существует. АвтонбмнАя Область, в СССР область в составе союзной республики, отличающаяся нац. составом населения и особенностйми его быта. В А. о. гос. власть и управление осуществляются на автономных началах. Органом гос. власти является Совет депутатов трудящихся А. о., избираемый на 2 года. В СССР — 9 А. о., из них в РСФСР — 6: Адыгейская, Горно-Алтайская, Еврейская, Тувинская, Хакасская и Черкесская; в Азерб. ССР — На-горно-Карабахская; в Груз. ССР — Юго-Осетинская; в Тадж. ССР — Горно-Бадахшанская. Каждая А. о. представлена в Совете Нанионально-стей Верховного Совета СССР 5 депутатами. Формально А. о. имеются и в нек-рых буржуазных гос-вах (напр., в Италии); управление ими находится» в полной зависимости от капиталистич. верхушки господствующей нации. АВТОНбМНАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА (АССР), советское социалистическое государство, входящее в состав союзной республики. АССР имеет свою конституцию. Высший орган гос. власти в АССР — Верховный Совет АССР, избираемый на 4 г.; он избирает Президиум Верховного Совета АССР и образует правительство — Совет Министров АССР. Всего в СССР 16 автономных республик, в т. ч. в составе РСФСР — 12: Татарская, Башкирская, Дагестанская, Бурят-Монгольская, Кабардинская, Коми, Марийская, Мордовская, Севе-ро-Осетинская, Удмуртская, Чувашская, Якутская; в Узб. ССР — Каракалпакская; в Груз. ССР—Абхазская и Аджарская; в Азерб. ССР — Нахи-чеванская. Каждая АССР представлена в Совете Национальностей Верховного Совета СССР И депутатами. АВТОПИЛ ОТ, устройство для автоматич. управления летательным аппаратом. Современные А. допускают полёты без экипажа и управление летательным аппаратом на расстоянии. А. применяются также в ракетах I и самолётах-снарядах. АВТОПЛУГ, моторный плуг, в к-ром двигатель и корпус плуга смонтированы на общей раме. АВТОПОГРУЗЧИК, машина для погрузки и разгрузки крытых ж.-д. вагонов и автомобилей при перевозке тарных и штучных грузов, для штабелирования этих грузов на складах и для транспортирования в цехах и между цехами пром. предприятий. АВТОПОЕЗД, автомобиль или быстроходный тягач автомобильного типа с одним или неск. прицепами. АВТОПОИЛКА (автоматическая поил-к а), спец. прибор для поения животных, в который вода поступает автоматически. Напр., для крупного рогатого скота применяется металлическая А. с нажимной решёткой (см. рис.). АВТОПОРТРЕТ, портрет (живописный, графический или скульптур- Автопоипка с нажимной решёгкой Добавьте свой комментарий к этой странице: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||