| ||||||||
ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - ВЫТЯГИВАНИЕ ленсов приобретают исключительно важное биологич. значение как средство наилучшего приспособления организма к непрестанно меняющимся условиям •внешней среды. Многообразные условные рефлексы в совокупности и составляют физиология, основу психической, или В. н. д. высокоразвитых животных организмов. Но и безусловные рефлексы и особенно сложвые их формы — инстинкты — также играют большую роль в поведении, или В. н. д. животных и даже человека. Удельное значение условно-рефлекторной и безусловно-рефлекторной деятельности в В. н. д. изменяется в процессе историч. развития организмов; изменяется также состав и сложность условных рефлексов. Возможно превращение условных рефлексов в безусловные, наследственно закреплённые. Основным отличием В. н. д. человека от В. н. д. животных является налит чие у человека, кроме первой сигнальной системы действительности, т. е. изменений внешней и внутренней среды, непосредственно ставших условными раздражителями, или сигналами, ещё и второй сигнальной системы, в к-рой, по Павлову, действительность сигнализируется опосредствованно через «сигналы сигналов» — речь, или слова, произносимые, слышимые и видимые. Важнейшей частью В. н. д. Павлов считал анализ явлений внешнего мира, осуществляемый с помопф>ю анализаторов — зрительных, слуховых и т. д. Павловым изучены основные закономерности В. н, д.: синтетическая и анализаторская функции коры больших полушарий головного мозга, роль процессов возбуждения и торможения в корковой деятельности, типы нервной системы, физиология сна и гипноза. Павлов много внимания уделял вопросам патологии и терапии. Им разработаны новые методы лечения нервных заболеваний сном. Учение о В. н. д., созданное И. П. Павловым, имело огромное значение в преодолении всяких реакционных пдеалистич. концепций в биологии, психологии и медицине (вирховианства, витализма, пдеалистич. психосоматики и др.) и открывает широкие перспективы для развития практич. и теоретич. медицины, психологии и педагогики, организации трудовых процессов и мн. др. Учение Павлова о В. н. д. разви-. вается его учениками и последователями. Большие успехи достигнуты акад. к. М. Быковым и его сотрудниками в изучении условных рефлексов на показания органов чувств I внутр. органов (см. Интерорецепция). Чл.-корр. Академии наук СССР Э. А. Асратяном с сотрудниками установлена возможность образования разнородных условных рефлексов на один и тот же раздражитель. Ценные исследования относительно формирования и особенностей В. н. д. детей и взрослого человека проведены А. Г. Ивановым-Смоленским, Н. И. Красногорским и М. М. Кольцовой. ВЫСШАЯ ПАРТИЙНАЯ ШКОЛА ПРИ ЦК КПСС, высшее партийное учебное заведение для подготовки и переподготовки руководящих областных, краевых и республиканских партийных и советских работников, а также редакторов газет. Срок обучения 3 г. Создана в 1939 в соответствии с решением XVIII съезда ВКП(б). ВЫСШАЯ ШКОЛА ПРОФДВИЖЕНИЯ ВЦСПС, высшее учебное заведение, подготовляющее квалифицированных профсоюзных работ-пиков для ВЦСПС, ЦК профсоюзов, республиканских и областных советов профсоюзов. Срок обучения 3 г. ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ, необходимый уровень подготовки специалистов высшей квалификации для различных отраслей управления, х-ва и культуры. В капиталистич. обществе содержание В. о. подчинено интересам правящих эксплуататорских классов и поставлено на службу этим классам. В СССР и странах народной демократии В. о. соответствует интересам народа и задачам развития подлинной науки и культуры. Для получения В. о. в СССР, необходимо иметь общеобразовательную подготовку в объёме средней школы. См. Высшие учебные заведения, Высшие технические учебные заведения. ВЫСШИЕ ЖЕНСКИЕ КУРСЫ, высшее учебное заведение для женщин в дореволюционной России. Возникли под влиянием революционно-демократического движения 60-х гг. 19 в. ВЫСШИЕ НАЧАЛЬНЫЕ УЧИЛИЩА, четырёхклассные учебные заведения в дореволюц. России, следующие за начальвой 3-годичной школой. Возникли по Положению от 25 июня 1912. Заменили устаревший тип повышенных начальных школ — городские училища, по Положению 1872. | Ж 'ШШ ВЫСШИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ, готовят для различных отраслей нар. х-ва специалистов высшей технич. квалификации. В дореволюц. России было всего 16 В. т. у. з. (в 7 городах) с 21,4 т. студентов и 1315 профессорами и преподавателями. В СССР в 1953 было 201 В.. т. у. з. (ок, 350 т. студентов и св. 25 т. профессоров и преподавателей). ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ, подготовляют высококвалифицированных специалистов для различных отраслей нар. х-ва и культуры. По сравнению с дореволюц. Россией сеть В. у. з. в СССР выросла более чем в 9 раз (в 1914 было 96 В. у. з., в 1953 — 890), а число студентов — более чем в 12 раз | (121,7 т. и 1527 т.). Число студентов в СССР еще в 1938 было больше, чем во всех 22 европ. гос-вах, вместе взятых. В царской России В. у. з. были только в 16 городах, в СССР 267 городов имеют В, у. з. (1953). ВЫСШИЙ КОММУНИСТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ПРОСВЕЩЕНИЯ (ВКИП), был создан в 1931 в Москве на базе Академии коммунистического воспитания для подготовки преподавателей педагогич. дисциплин в высших уч. заведениях и руководящих работников органов народного образования, а также для разработки методич. проблем преподавания педагогики в педагогич. высших уч. заведениях и разных уч. предметов в школе. Закрыт в 1938. ВЫСШИЙ ПИЛОТАЖ, высшая степень лётного искусства, заклю-чающаяся в умении производить сложные фигурные полёты («петля», «боевой^разворот», «переворот иммельман», «оочка» и др.), гл. обр. в вертикальной плоскости. Искусство В. п. даёт возможность применить выгодный манёвр в воздушном бою. Приоритет в В. п. принадлежит русскому лётчику П. Н. Нестерову и советскому лётчику В. П. Чкалову. Мастерами В. ц.о во время Великой Отечественной войны 1941—45 были А. И. Покрышкин, И. Н. Кожедуб и многие др. лётчики — Герои Советского Союза. ВЫСШИЙ СОВЕТ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА, см. ВСНХ. ВЫТЕГРА, город, р. ц. Вологодской обл. РСФСР; пристань ва р. Вытегра. Лесная пром-сть. Педучилище. Известен с 1496. ВЫТЕГРА, река в Вологодской обл. РСФСР; впадает в Онежское оз. Дл. ок. 70 км. Составляет часть Волго-Балтийекого водного пути; шлюзована., ВЫТЕСНЕНИЯ РЕАКЦИЯ, выделение исходным простым веществом другого простого вещества из химич. соединения. Напр., железо вытесняет медь из раствора сернокислой меди с образованием сернокислого железа. ВЫТЯГИВАНИЕ, технология, процесс прядильного произ-ва, утонение полуфабрикатов — ленты и ровницы — для получения пряжи заданной тонины (номера). В. выполняется на вытяжных приборах. Добавьте свой комментарий к этой странице: | ||||||||