| ||||||||
542 ДЖАН-ИИКТУ — «ДЖЕНЕРАЛ МОТОРС КОРПОРЕЙШЕН» диума Верховного Совета Казахской ССР. Награждён орденом Ленина. ДЖАН-ИИКТ#, вершина в Южпо-Чуйском хребте Центр. Алтая. Выс. 3830 м. Покрыта вечными снегами. ДЖАНКОЙ, город, р. ц. Крымской обл. РСФСР, ж.-д. узел. Мотороремонтный, овощеконсервный з-ды, мясокомбинат. ДЖАНСИ, город в Индии, в Соединённых Провинциях (Уттар-Пра-деш). 103 т. ж. (1941). Ж.-д. узел. ДЖАПАРИДЗЕ, Прокофий Апраси-онович («Алёша») (1880—1918), один из виднейших деятелей Коммунистической партии, ученик В. И. Ленина и соратник И. В. Сталина. Один из 26 бакинских комиссаров. В 1898 Д. вступил в тифлисскую организацию РСДРП. В 1904—05 — член Бакинского к-та, член Кавказского союзного к-та РСДРП.^ До 1910 — на партийной работе в Баку. В 1910—11 руководил донской партийной организацией. Неоднократно подвергался арестам и ссылке. В 1918 Д.— комиссар внутр. дел Бакинского Совнаркома. В авг. 1918 Д. вместе с другими бакинскими комиссарами был арестован эсеро-меньшевистским пр-вом и в ночь на 20 сент. зверски расстрелян англ. интервентами при содействии эсеров. ДЖАПАРИДЗЕ, § Уча Малакиевич (р. 1906), советский живописец, нар. художник Груз. ССР, лауреат Сталинской премии. Член КПСС с 1944. Депутат Верховного Совета Груз. ССР 3-го созыва. Лучшие работы Д.— историко-революционные картины («Первомайская демонстрация в Тифлисе в 1901 г.» — большая картина в здании Груз, филиала Ин-та Маркса—Энгельса — Ленина— Сталина в ТОилиси, и др.), а также портреты. ДЖАРАБУБ, оазис в Ливии (Сев. Африка), у границы с Египтом. Узел караванных путей. Автодорогой соединён с портами Бардия и Тобрук на Средиземном м. Военно-опорный пункт англ. империалистов. ДЖАРИН-НУР, озеро в Кптае (пров. Цинхай), на выс. 4236 м. Площ. ок. 600 км 2, глубина до 8 м. Через озеро протекает р. Хуанхэ. ДЖАРКЕНТ, прежнее название города Панфилов. . ДЖАРРОУ, город на В. Великобритании, порт в устье р. Тайп. 28,5 т. ж. (1951). Ж.-д. станция-. Добыча угля, металлургия, судостроение, химич. пром-сть. ДЖВАРИ, храм в Грузии (около Мцхета, построен в 586/87—604), выдающийся памятник др.-груз, ар- \ Пенджаба (Пятиречья), прав, пр* токЧенаба. Дл. ок. 800 км. В нижнем и среднем течении судоходна. Используется для орошения. ДЖЕМ, плоды или ягоды, сваренные в сахарном сиропе; в отличие от варенья, сохранение формы плодов и, ягод в Д. необязательно. ДЖЕМПЕР, вязаная шерстяная или шёлковая кофта без застёжек, надевающаяся через голову и плотно облегающая корпус. ДЖЕМС(Д акота), река в США, лев. приток Миссури. Дл. ок. 900км. Несудоходна. ДЖЕМС, река на В. США. Дл. ок. 720 км. Впадает в Чесапикский зал. Атлантического ок. Судоходна до г. Ричмонд (240 км от устья). ДЖЕМС, Уильям (18^2—1910), амер. реакц. философ-идеалист, профессор Гарвардского ун-та. Создатель прагматизма — родственного махизму течения в совр. бурж. философии. ДЖЕМСОН, Линдр Старр (1853— 1917), англ. реакц. политич. деятель, колонизатор; активно проводил за хватнич. политику Великобритании. В Юж. Африке сблизился с С. Род-сом. Занимал руководящие посты в Южно-африканской компании. В дек. 1895 Д. вторгся во главе вооруж. отряда на территорию бурской республики Трансвааль, но вместе с отрядом был взят в плен. В 1904—08 Д.— премьер-министр Кейпленда. Один из организаторов созданного в* 1910 Южно-Африканского Союза. ДЖЕМСТАУН, город в США, в шт. Ныо-Порк. 43 т. ж. (1950). Мебельная, фанерная, стекольная пром-сть. ДЖЕМШИДЫ, народность, живущая на С.-З. Афганистана, в Иране, в Туркм. ССР (ок. 1 т. ч. в 1926); общая численность не установлена. Язык — иранской группы. В прошлом в России и сейчас за рубежом — полукочевники-животноводы, отчасти земледельцы. В СССР Д.— колхозники-земледельцы. По культуре сближаются с туркменами. Школьное обучение на туркм. яз. ДЖЕНГЕЛИИЦЫ, участники ан-гтнпмпериалистич. движения в Ги- накануне [ усилившегося- хитектуры, имеющий мировое значение. В центральнокупольпом сооружении Д. находят законченное выражение характерные черты груз, архитектуры раннефеодальной эпохи: гармоничность внутреннего пространства и внешних масс, широкие пропорции, лаконичность украшений, безукоризненная кладка тёсаного камня. ДЖЕБЕЛ, посёлок гор.типа вКрас-новодской обл. Туркм. ССР, ж.-д. станция. Каракулеводческий совхоз, верблюдоводство. Близ Д.— грязелечебный курорт Моллакара. ДЖЕБЕЛЬ-ДРУЗ, область на Ю. Сирии. Площ. ок. 6,7 т. км2. Нас. 80 т, ч. (1943), большинство — друзы. Адм. ц.— Эс-Сувейда. Отсталый с.-х. район. На 3.— земледелие, садоводство, шелководство, на В.— кочевое скотоводство. ДЖЕБЕЛЬ-ДРУЗ, горный массив в Сирии. Выс. до 1800 м. ДЖЕВАНШИР (7 в.), феодальный владетель области Гардман в Албании (Кавказской). Руководил отрядами албанцев в борьбе против арабских захватчиков, боролся за самостоятельность Гардмана, против пер-сидско-сасанидских феодалов. Убит соперниками. ДЖЕЗЙРЕ (Э л ь - Д ж е з и р е), пустынная равнина в Ираке, Сирин и частично Турции. Выс. от 200 до 450 м. Месторождения пефти (Мо-сульекпй р-н). ДЖЕЗКАЗГАН БОЛЫПОЙ, посёлок гор. типа в Карагандинской обл. Казахской ССР, ж.-д. станция. Близ Д. Б.— месторождение меди. Медеплавильный комбинат, деревообр. и рсмоптнр-механич. з-ды. ДЖЕЙРАН, животное рода газелей; дл. тела ок. 100 см, высота в холке ок. 70 см. Обитает в пустынных и полупустынных р-нах Европы п Азии; в СССР — в Закавказье, Ср. Азии и в Казахстане. Добывается гл. обр. из-за мяса. ДЖЕЙХАН, река на Ю.-В. Анатолии (Турция). Дл. более 350 км. Впадает в зал. Искендерон Средиземного м. Несудоходна. ДЖЕК, птнца сем. дроф; то же, что вихляй. ляне (Иран), начавш ДЖЕЛАЛАВАД, город в Афгани- 1-й мировой войны . стане, адм. ц. Восточной провин- под влиянием Великой Октябрьской ции. Ок. 15 т. ж. (1948). Произ-во тростникового сахара. Шоссейной дорогой связан с Кабулом и Пешаваром (Пакпстан). ДЖЕЛАЛЬ-АД-ДИН, м Менгубер-ти, хорезмшах, последний правитель Хорезма 1221—31. Покорил Ирак, Азербайджан, Грузию. Упорно боролся с нащестоием войск Чингисхана. В 1228 был разгромлен Уге-деем; убит в горах Тавра. ДЖЕЛАМ (Д ж е л у м), река в Индии и Пакистане, одна из 5 рек социалистической революции. Движение Д. (назв. от «дженгель» — леса, где сосредоточивались отряды Д.), ослабленное предательством, нек-рых его лидеров, было подавлено в 1921. «ДЖЕНЕРАЛ МОТОРС КОРПОРЕЙШЕН», крупнейшая монополия в автомобильной пром-сти США. Основана в 1916 путём слияния около двух десятков автомобильных компаний США. Главные заводы в Детройте и Флинте; отделения и сбо^ Добавьте свой комментарий к этой странице: | ||||||||