Энциклопедический словарь 1953г.

  [ Оглавление ]     [ Особые страницы ]     [ О сайте и словаре ]     [ Статистика ]     [ Отзывы ]  

Том: 1

Естественно-исторический материализм
Естественный газ
Естественный колодец
Естественный отбор
Естествознание
Етим-Эмин

Стр: 602

ПредыдущаяСледующая
Энциклопедический словарь 1953. Стр. 602 - Естественно-исторический материализм - Етим-Эмин

возникновения гос-ва. Учение о Е. п. отличается метафизичностью: оно берёт человека вне общественной среды, вне его принадлежности к тому или другому классу. Е. п., зародившееся еще в античном мире, получило широкое распрострапение в период разложения феодального общества и служило идеология, оружием буржуазии в борьбе против феодализма.

ЕСТЕСТВЕННО -ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ (естественно-научный материализм), стихийное, несознаваемое, неоформленное, философски-бессознательное убеждение подавляющего большинства естествоиспытателей в объективной реальности внешнего мира, отражаемой нашим сознанием. Опираясь па фактические, опытные данные, естествознание неуклонно подтверждает Ж принципы философского материализма, согласно к-рому материя — первична (природа существовала до человека), сознание — вторично (мысль — продукт мозга), а ощущение есть непосредственная связь сознания с внешним миром. Ввиду этого естествоиспытатели всегда тяготеют к философскому материализму (что свойственно всякому здравомыслящему человеку). Однако Е.-и. м., имеющий положительное значение в борьбе против идеализма, еще недостаточен для того, чтобы естествоиспытатель, опираясь па него, мог выдержать натиск бурж. идей и повести успешную борьбу против бурж. мировоззрения. Естествоиспытатель, не ставший сознательным и убеждённым материалистом, легко попадает в плен реакц. идеа-листич. философских теорий, к-рые неправильно, искажённо, лживо истолковывают новые научные открытия, ломающие Старые, традиционные взгляды и установки. «Чтобы выдержать эту борьбу и провести ее до конца с полным успехом, естественник доджей быть современным материалистом, сознательным сторонником тОго материализма, который представлен Марксом, то есть должен быть диалектическим материалистом» (В. И. Л енин).

ЕСТЕСТВЕННЫЙ ГАЗ, горючий газ, находящийся в недрах земли, часто сопутствующий нефти. См. Газы земной коры.

ЕСТЕСТВЕННЫЙ КОЛОДЕЦ (естественная шахта), карстовая воронка, глубина к-рой значительно больше её поперечного сечения.

ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТВОР, закономерность развития живой природы, определяющая приспособляемость организмов к изменяющимся условиям жизни в процессе история, развития этих организмов. Учение о

Е. о. создано Ч. Дарвином, к-рый считал, что основой Е. о. является совместное действие 3 факторов: изменчивости, наследственности и якобы существующей в живой природе перенаселённости.Последняя, поДар-вииу, приводит к внутривидовой борьбе за существование и вследствие этого к уничтожению менее приспособленных и сохранению отдельных особей внутри вида, более приспособленных к условиям жизни. Учение Дарвина о*Е.о. содержало серьёзную ошибку, т. к. Дарвин некритически использовал для построения своей теории реакц. «учение» Мальтуса о неизбежности перенаселения. За это Дарвина резко критиковали К. Маркс и Ф. Энгельс (см. Мальтузианство). Мичуринская биология, развивая учение Дарвина о Е. о., о творческой роли Е. о. в историч. развитии живой природы, показала, что в природе нет и не может быть перенаселённости и внутривидовой конкуренции; Е. о. рассматривается как совместное и неразрывное действие 3 факторов: наследственности, изменчивости и выживаемости, к-рые определяются взаимоотношениями оргапизмов с конкретно сложившимися условиями окружающей среды.

ЕСТЕСТВОЗНАН ИЕ, совокупность наук о природе. Определение предмета Е. дано Ф. Энгельсом в письме к К. Марксу от 30 мая 1873: «Предмет естествознания — движущаяся материя, тела. Телй неотделимы от движения: их формы и виды можно познавать только в движении... изучение этих различных форм движения является главным предметом естествознания». Е. рассматривает природу не абстрактно, вне деятельности человека, а конкретно, как находящуюся под воздействием человека. Поэтому познание природы человеком, т. е. само Е., достигается именно в результате практической, производственной деятельности людей. Природа существует объективно, вне и независимо от человеческого сознания, она отражается в сознании, но это не есть пассивный акт, человек активно воздействует на природу, переделывает её. Задачей Е. является познание объективных законов природы и содействие практич. использованию этих законов в интересах человека.

Процесс познания природы требует применения различных приёмов исследования, среди к-рых важнейшее место занимают: непосредственное наблюдение явлений, эксперимент, сравнепие, анализ и синтез, логич. вывод и обобщения, научные гипотезы. В конечном счёте критерием истин, устанавливаемых Е., служит практика, произ-во.

Борьба между старым и новым, отмирающим и нарождающимся, будучи общим законом всякого : развития, является также и законом развития Е. Для передового Е. характерна прежде всего неразрывная связь с жизнью и практикой, защита всего нового, прогрессивного и изгнание из науки всего отжившего, устарелого. Поэтому одним из важнейших условий развития Е., как и всей науки, служит открытая и постоянная борьба мнений. Между передовым Е. (носителем нового) и реакц. течениями в Е. происходит непримиримая борьба, отражающая, в конечном счёте, идеологич. борьбу классов и приводящая к победе передового Е.

Е. тесно соприкасается и взаимодействует с др. обществ, явлениями. Обусловленность развития Е. обще-ственно-историч. практикой ведёт к тому, что каждому обществ, строю соответствует определённый уровень Е. Зародившись в глубокой древности, Е. в течение многих веков развивалось чрезвычайно медленно; господствовавшая в рабовладельческом и феод, обществе религ. идеология, неразрывно связанная с пдеалистич. философией, сильно тормозила развитие Е., хотя потребности произ-ва, мореплавания, медицины, военного дела и др. ив эти эпохи требовали познания законов природы и их использования. Только во 2-й пол. 15 в. возникло «современное естествознание,— единственное, о котором может иттп речь как о науке» (Ф. Энгельс). Бурный рост и углубление человеческих знаний о природе находились в соответствии с развитием в недрах феодального общества капиталистич. отношений и дальнейшим подъёмом производительных сил в условиях капитализма. В период империализ-ма буржуазное Е. вступило в полосу глубокого ^кризиса и идейного упадка.

Принципиально новый, высший этап в развитии Е. открывает применение к наукам о природе — физике, химии, биологии, геологии, астрономии и др.— диалектического материализма.

Победа социализма и постепенный переход от социализма к коммунизму в СССР обусловили невиданный расцвет Е. в Советской страве. Значительные успехи в Е. доетигвуты и в странах народной демократии, широко использующих достижения советского Е.

ЕТИМ-ЭМИН (наст, имя — Магомед Э м и и Я л ц у г с к и й; ок; 1839 — ок. 1878), выдающийся лез* гинский поэт. Был мастером-камен* щиком. Принимал участие в соревновании ашугов в Азербайджане. В

Добавьте свой комментарий к этой странице:

Имя: E-mail: 8 x 9 =