| ||||||||
ИСТОМИН — ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ 711 ИСТОМИН, Владимир Иванович ч(1809—55), контр-адмирал русского флота, участник Синопского сражения 18(30) ноября 1853, герои Севастопольской обороны 1854—55. Вместе с П. С. Нахимовым и. В. А. Корниловым руководил сооружением передовых позиций и обороной, города. Погиб на Камчатском редуте. ИСТОМИНА, Авдотья Ильинична (1799—1848), балерина, одна из крупнейших представительниц русского классич. балета 20—30-х гг. 19 в. А. С. Пушкин увековечил её артистич. образ в «Евгении Онегине». ИСТОРИЗМ, диалектич. принцип изучения и оценки каждого предмета или явления в его возникновении и развитии, в его конкретности, в его взаимосвязи с другими явлениями. Марксизм-ленинизм учит, что каждый обществ, строй и каждое обществ, движение в истории надо изучать с точки зрения тех условии, к-рые породили этот строи и это обществ, движение и с к-рыми они связаны. Только такой подход избавляет историч. науку от превращения её в хаос случайностей, и в груду нелепейших ошибок. Марксистский историч. подход, раскрывающий перспективы развития, неодолимую силу нового и закономерность его победы над старым, в корне противоположен догматизму, характерному для реакц. теорий, отстаивающих отжившее и умирающее. Классики марксизма-ленинизма всегда самым решительным образом выступали против всяких попыток догматизировать марксизм. ИСТОРИОГРАФИЯ, 1) наука, изучающая историю накопления знаний о развитии человеческого общества и усовершенствовании методов историч. исследования, историю борьбы течений в области истолкования обществ, явлений, отражающей борьбу классов, историю раскрытия законов историч. развития, историю победы марксистско-ленинской историч. науки над бурж. псевдонаукой. И. превратилась в науку только с возникновением марксизма. Основу научной И. составляет марксизм-ленинизм. 2) В более общем, широком смысле И.— совокупность исторических сочинений, появившихся в тот или иной период или посвященных той или иной историч. эпохе или проблеме (напр., И. советского общества). ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОЛОГИЯ, отрасль геологии, изучающая историю развития земной коры от древнейшего, докембрийского, времени до паших дней. По составу горных пород и заключённым в них органич, остаткам П. г. выясняет условия об- разования этих пород, распределение древних материков и морей (палеогеография), размещение различных типов фауны и флоры, историю органической жизни на земле. И. г. изучает также историю движений земной коры и вулканич. процес- С°ИСТОРИЧЕСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПУБЛИЧНАЯ БИБЛИОТЕКА, учреждена в Москве 20 дек. 1938 на базе б-ки Гос. Историч. музея и слитых с ней нек-рых других б-к историч. профиля. В фондах б-ки в 1951 было 2 млн. книг и журналов и св. 28 т. годовых комплектов газет. В отделе редкой книги — св. 50 т. томов. ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ, одно из направлений бурж. вульгарной политич. экономии. Возникла в 40-х гг. 19 в. в Германии в период разложения классич. бурж. политич. экономии и появления учения К. Маркса. Прошла в своём развитии 2 ступени: старая историч. школа, связанная с именами К. Книса, В. Рошера, Б. Гил ьдсб ранда (40—60-е гг.), и новая историч. школа, связанная с именем Г. Шмол-лера (последняя треть 19 — нач. 20 вв.). Отрицая наличие законов общественного развития, эта школа подменила теоретич. исследование экономич. явлений буржуазно-апо-логетич. собиранием и описанием фактов с тем, чтобы оправдать капитализм и систему капиталистич. эксплуатации их историч. происхождением. Представители новой И. ш. в п. э. выступили в роли апологетов монополистич. капитала. К. Маркс разоблачил антинаучный и классово-враждебный пролетариату характер И. ш. в п. э. Видную роль в разоблачении И. ш. в п. э. сыграл также Н. Г. Чернышевский. ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА, реакц. направление в бурж. науке права, возникшее в Германии в конце 18 в. И. ш. п. трактовала развитие права как стихийный процесс, не зависимый от воли законодателя, а само право — как выражение народного духа. И. ш. п. подвергалась резкой критике К. Маркса, указавшего, что она узаконяет «подлость сегодняшнего дня подлостью вчерашнего». Идеи И. ш. п. были использованы нем. фашистами. ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖАНР, один из видов изобразительного иск-ва, гл. обр. живописи, предметом к-рого являются историч. события. Как самостоятельный жанр он сложился в эпоху Возрождения; широкого развития достиг в 19 в. В зап.-европ. иск-ве в области И. ж. работали: Ф. Гойя в Испании, Э. Делакруа во Франции, А. Менцель в Германии, Я. Матейко в Польше, и мн. др. Огромных успехов И. ж. достиг в русском иск-ве 19 в. (замечательные патриотич. историч. картины В. И. Сурикова, И. Е. Репина, Н. И. Ге, В. В. Верещагина, В. М. Васнецова и ми. др.). Высокого расцвета достиг И. ж. в советском иск-ве. Советские художники, опирающиеся на марксистско-ленинское понимание истории, создают на основе метода социалистического реализма выдающиеся произведения И. ж. В них воплотились своеобразие и принципиально новые качества советского И. ж. (работы И. И. Бродского, М. Б. Грекова, А. М. Герасимова, Б. В. Иогансона, Кукрыниксов, М. И. Хмельно н ДРИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ, наука о закопах развития общества, созданная К. Марксом и Ф. Энгельсом и развитая В. И. Лениным, учеником и продолжателем дела Ленина И. В. Сталиным. И. м. есть распространение положений диалектич. материализма на изучение обществ, жизни, применение положений диалектич. материализма к явлениям жизни общества, к изучению общества, к изучению истории общества. Диалектический материализм и II. м. составляют теоретический фундамент коммунизма^ теоретические основы марксистской партии. Создание И. м. было величайшим научным открытием, к-рое дало возможность партии пролетариата в своей практич. деятельности руководствоваться знанием законов развития общества. И. м. показал несостоятельность пдеалистич. понимания истории, согласно к-рому главную роль в развитии общества играют сознание, идеи, мнения и т. п.; в действительности материальная жизнь общества, общественное бытие, является первичным, а духовная жизнь общества, общественное сознание, — вторичным, производным. Каково бытие общества, каковы условия материальной жизни общества,— таковы его идеи, теории, политические взгляды, политические учреждения. Главной, определяющей силой развития общества является способ производства материальных благ. Орудия производства н люди, обладающие известным производственным опытом и навыками к труду, составляют одну сторону произ-ва — производительные силы общества. Отношения людей друг к другу в процессе произ-ва составляют другую сторону произ-ва — производственные отношения людей, совокупность к-рых образует реальный базис общества, экономич. структуру, экономич. строй обще- Добавьте свой комментарий к этой странице: | ||||||||