Энциклопедический словарь 1953г.

  [ Оглавление ]     [ Особые страницы ]     [ О сайте и словаре ]     [ Статистика ]     [ Отзывы ]  

Том: 2

Маркс Карл

Стр: 329

ПредыдущаяСледующая
Энциклопедический словарь 1953. Стр. 329 - Маркс Карл

М. Бакуниным, В. Боткиным и др. Непосредственное знакомство с жизнью и борьбой франц. • рабочих, критич. исследование бурж. политич. экономии и философии, ознакомление с социалистической литературой способствовали окончательному переходу К. Маркса от идеализма к материализму и от революц. демократизма к коммунизму. Этот поворотный пункт в жизни К.Маркса особенно ярко отразился в его статьях, напечатанных в {(Немецко-французском ежегоднике». Здесь К. Маркс, по словам В. И. Ленина, «выступает уже как революционер, провозглашающий „беспощадную критику всего существующего" и в частности „критику оружия",апеллирующий к массам и к пролетариату». Работа К. Маркса «К критике гегелевской философии права» (1843), его статьи в «Немецко-французском ежегоднике» (1844), а также его письма этого периода показывают, как Маркс «становился Марксом, т. е. основателем социализма, как науки, основателем современного материализма, неизмеримо более богатого содержанием и несравненно более последовательного, чем все предыдущие формы материализма» (В. И. Ленин).

В великой борьбе за дело пролетариата К. Маркс нашёл себе верного соратника и друга в лице Фридриха Внгелъса. Встреча в Париже в конце августа — начале сентября 1844 обнаружила полное единство их взглядов и положила начало их замечательному содружеству.

Во время этой встречи К. Маркс и Ф. Энгельс решили совместно написать^ книгу, подвергнув в ней критике реакц. идеалистич. гегелевскую философию. В февр. 1845 вышла их работа под назв. «Святое семейство, или критика „критической критики". Против Бруно Бауэра и К╟». В этом труде были заложены основы нового революц. материа-листич. мировоззрения. В противоположность левогегел ьянцам, к-рые считали, что историю творят избранные личности,«носители духа», а народные массы являются лишь пассивным, косным материалом, К. Маркс и Ф. Энгельс обосновали решающую роль народных масс в развитии общества. Они указали, что роль народных масс, как подлинных творцов истории, будет неиз-1 бежно возрастать в ходе историч. процесса.В этой их совместной работе содержится, по словам В. И. Ленина, почти уже сложившийся взгляд К. Маркса и Ф. Энгельса на революц. роль пролетариата. Положение о всемирно-историч. освободительной миссии пролетариата явилось краеугольным камнем, на к-ром было воз

двигнуто стройное здание научного социализма.

В январе 1845 К. Марксу, как сотруднику газеты «Вперёд», получившей под его влиянием антипрусское и коммунистическое направление, было предложено покинуть Париж. В феврале К.Маркс переехал в Брюссель (Бельгию). Вскоре сюда прибыл и Ф. Энгельс. Задаче детальной разработки новых воззрений был посвящён совместный труд К. Маркса и Ф. Энгельса «Немецкая идеология», в котором они сформулировали ряд основных положении исторического материализма. В «Немецкой идеологии» К. Маркс и Ф. Энгельс подчёркивают действенный, революционный характер создаваемой ими новой теории, её неразрывную связь с практикой, с борьбой масс. Эта мысль особенно ярко и сжато сформулирована К. Марксом в его знаменитых «Тезисах о Фейербахе» (1845): «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его».

Рассматривая своё учение как духовное оружие пролетариата в его борьбе за изменение мира, К. Маркс и Ф. Энгельс стремились вооружить рабочие массы пониманием целей и средств борьбы. Организованный ими Брюссельский коммунистический корреспондентский комитет вавязал переписку с лондонскими руководителями Союза справедливых, с парижскими общинами этого союза, с отдельными коммунистическими группами в Германии, а также с лидерами левого крыла англ. чартистов.

Революционная теория К. Маркса и Ф. Энгельса прокладывала себе путь к рабочим массам в борьбе против бурж. идеологии, а также против распространённых в то время среди рабочих идей мелкобуржуазного, утопич. социализма, грубо-уравнительного коммунизма («истинного социализма», вейтлингианства, прудонизма и т. д.). Критике Прудона К., Маркс посвятил свой труд «Нищета философии. Ответ на „Философию нищеты" г-на Прудона». В этом произведении, выщедшем на франц. яз. в 1847, К. Маркс впервые в печати изложил основы своего материа-листич. понимания истории и сформулировал основы политич. экономии пролетариата, коренным образом отличающейся от буржуазной политич. экономии. Создаваемое новое экономич. учение К. Маркс популяризировал также в лекциях, прочитанных им в 1847 нем. рабочим в Брюсселе и опубликованных в 1849 в «Новой Рейнской газете» под назв. «Наёмный труд и капиталь. В февр. 1847 уполномоченный лондонского руководства Союза справедливых

И. ТИолль приехал к К. Марксу в Брюссель, а затем к находившемуся в Париже Ф. Энгельсу с предложением вступить в Союз и принять участие в его реорганизации и в разработке его программы. К. Маркс и Ф. Энгельс дали своё согласие. В июне 1847 в Лондоне состоялся конгресс Союза справедливых, на к-ром присутствовал Ф. Энгельс. Было принято решение о реорганизации Союза. Отныне он стал называться Союзом коммунистов. Старый лозунг «Все люди братья» был заменён лозунгом «Про летариивсех стран, соединяйтесь!». В этом лозунге подчёркивался классовый и интернациональный характер рабочего движения.

В конце ноября — начале декабря 1847 в Лондоне состоялся 2-й конгресс Союза коммунистов, на к-ром присутствовали К. Маркс и Ф. Энгельс. Конгресс окончательно утвердил устав Союза и обсудил вопрос о его программе, разработка к-рой была поручена К. Марксу и Ф. Энгельсу.

Написанный ими «Манифест Коммунистической партии» в февр. 1848 вышел из печати. «Манифест Коммунистической партии» — первый программный документ марксизма. В этом гениальном труде впервые дано цельное, систематич. изложение основных составных частей марксизма —философии, политич. экономии и социализма. «В этом произведении с гениальной ясностью и яркостью обрисовано новое миросозерцание, последовательный материализм, охватывающий и область социальной жизни, диалектика, как наиболее всестороннее и глубокое учение о развитии, теория классовой борьбы и всемирно-исторической революционной роли пролетариата, творца нового, коммунистического общества» (В. И. Л е и и н). В «Манифесте» заложены основы учения о диктатуре пролетариата, сформулированы основные положения о роли Коммунистической партии как авангарда пролетариата, обоснованы принципы пролетарского интернационализма.

Учение К. Маркса—идеология пролетариата, теоретич. обобщение опыта рабочего движения всех стран— ознаменовало собой коренной переворот во взглядах на природу и общество, подлинную революцию в философии, в политич. экономии, в социалистических воззрениях. Марксизм явился духовным оружием проле: тариата в его борьбе против капиталистич. рабства.

К. Маркс и Ф. Энгельс опирались на прочный фундамент человеческих знаний, критически ими переработанных и проверенных на опыте живого пролетарского движения. Как неоднократно отмечал Ф. Энгельс, эта новая теория справедливо на-

Добавьте свой комментарий к этой странице:

Имя: E-mail: 9 x 4 =