Энциклопедический словарь 1953г.

  [ Оглавление ]     [ Особые страницы ]     [ О сайте и словаре ]     [ Статистика ]     [ Отзывы ]  

Том: 2

Мезопитек
Мезотелий
Мезотермальные месторождения
Мезотроны
Мезофиты
Мезоцефалия
Мезьер
Мей
Мейбомиевы железы
Мейе
Мейер Конрад Фердинанд
Мейер Эрнст Герман
Мейербер
Мейерберг
Мейкон
Мёйман
Мейменэ
Мейнеке
Мейнингенский театр
Мейоз
Мейсен
Мейссонье
Мейстерзингеры
Мейчурин
Мекка
Мекленбург

Стр: 361

ПредыдущаяСледующая
Энциклопедический словарь 1953. Стр. 361 - Мезопитек - Мекленбург

МЕЗОПИТЕК — МЕКЛЕНБУРР

361

дуктом расйада М. являются электроны, нейтрино и ^-кванты. Первоначально М. были открыты (1936) в космических лучах, но теперь получаются также в лаборатории посредством бомбардировки атомных Ядер протонами и нейтронами большой энергии.

МЕЗОПИТЕК, ископаемая узконосая обезьяна; известна из нижнеплиоценовых отложений Юж. Европы и Передней Азии. По нек-рым чертам строения близка к совр. тонкоте-лым обезьянам.

МЕЗОТЕЛИЙ, однослойный плоский эпителий, выстилающий серозные оболочки брюшной и грудной полостей млекопитающих животных и человека.

МЕЗОТЕРМА ЛЬНЫЕ МЕСТОРОЖДЕНИЯ, см. Гидротермальные месторождения.

МЕЗОТРОНЫ, то же, что мезоны.

МЕЗОФИТЫ,растения, обитающие в условиях достаточного, но не избыточного увлажнения.

МЕЗОЦЕФАЛИЯ, среднеголо-вость. См. Головной указатель.

МЕЗЬЕР, Августа Владимировна (1869—1935), русский библиограф, писательница, переводчица. Библио-графич. работы посвящены художеств* лит-ре и книговедению. Осн. труд—«Русская словесность. С XI по XIX столетия включительно. Библиографический указатель» (2 чч., 1899—1902).

МЕЙ, Лев Александрович (1822— 1862), русский поэт и драматург. Написал Историч. драмы «Царская невеста» (1849) и «Псковитянка» (1860), послужившие основой для либретто опер Н.А. Римского-Корсакова. Многие стихи и переводы М.положены на музыку П. И. Чайковским, М. П. Мусоргским, А. П. Бородиным и др. («Хотел быв единое слово»,«Я цветок полевой» и др.).

МЕЙБОМИЕВЫ ЖЕЛЕЗЫ, видоизменённые сальные железы, заложенные в толще хрящей век. Вещество, выделяемое М. ж., смазывает края век.

МЕЙЕ, Антуан (1866—1936), франц. языковед, член Парижской академии наук, представитель т. н. соцпо-логич. школы в языкознании. Крупнейший специалист по сравнительной грамматике индоевроп. языков. М.— автор многочисл. работ, посвя-щённых историч. и сравнительно-историч. изучению лат., греч., герм., славянских и др. индоевроп. языков. Гл. Труды: «Введение в сравнительное изучение индоевропейских языков» (1903, рус. пер. 1938), «Общесла-вштскййязык» (1924, рус. пер. 1951), «Историческое и общее языкознание» (2 тт., 1921—36).

МЕЙЕР, Конрад Фердинанд (1825-* 1898), швейц. писатель; писал на

нем. яз., сыграл нек-руго роль в развитии реалистич. нем. лит-ры («Баллады швейцарца», 1864, поэма «Последние дни Гуттена», 1871, историч. роман «Георг Еиач», 2 тт., 1876, новелла «Святой», 1880, и др.). На последних произв. М. лежит отпечаток декадентства («Анджела Борд-жиа», 1891).

МЕЙЕР, Эрнст Герман (р. 1905), нем. композитор и музыковед, видный музыкально-общестВ. деятель Германской Демократической Республики, дважды лауреат Национальной премии. Член Социалистической единой партии Германии. Автор «МаНсфельдской оратории» (1950)— о нем. горнорабочих, кантат «Полёт голубя» (1952) — о борьбе за мир, и «Уверенность в победе» (1952)—о строительстве социализма в ГДР, а также ряда песен, хоров и др. соч. Среди научных трудов М. — «Музыка в Событиях времени» (1952).

МЕЙЕРБЕР, Джакомо (1791— 1864), композитор,пианист и дирижёр. Род. в Берлине. Работал в Германии, Италии (с 1816) и во Франции (с 1824). В творчестве М. окончательно сложился тип франц. «большой оперы» («Роберт-Дьявол», пост. 1831, «Гугеноты», пост. 1836). Оперы М. ярко воспроизводят историч. колорит эпохи, отличаются динамичностью и Контрастностью действия, драматич. выразительностью музыки, широким использованием средств вокального (сольного, ансамблевого, хорового) и хореография. исК-ва, приёмов симфонич. развития. Вме-сте с тем в операх М., особенно поздних («Пророк», пост. 1849, «Африканка», пост. 1865), обнаруживаются двойственность, лйбераЛьно-гумани-стич. трактовка историч. темы; им присуща пестрота стйля и нередко внешняя эффектность.

МЕЙЕРБЕРГ, Августин (1622—88), австр. дипломат. Автор записок О Русском государстве 17 в.

МЕЙКОН, город на Ю.-В. США, в шт. Джорджия. 70 Т. ж. (1950), 44% негры. Ж.-д. узел. Текст., керамич. пром-сть.

МЕЙМАН, Эрнст (1862—1915)>нем. педагог и психолог-идеалист, Представитель т. н. экспериментального направления в педагогике.

МЕЙМЕН&, город на С. Афганистана. Ок. 25 т. ж. Узел шоссейных дорог. Текстильная промышленность. Центр каракулеводческого района.

' МЕЙНЕКЕ, Фридрих (1862—1954), нем. реакц. бурж. историк. Работы М. по истории Германии 19—20 вв. «Время немецкого подъёма 1795— 1815» (1906), «После революции» (1919) и др. представляют собой восхваление политики германской реак

ции, германского милитаризма и империализма. М.— сторонник союза между герм., англ. и амер. империалистами.

МЕЙНИНГЕНСКИЙ ТЕАТР, нем. театр; с 1860 придворный театр герцога МейнингепСкого. В репертуар М. т. входили пьесы В. Гёте, Ф. Шиллера, В. Шекспира. Спектакли выделялись своим ансамблем, тщательной разработкой массовых сцен (режиссёр Л. Кронек); но при этом в них сказывалось тяготение к внешней эффектности, археология, натурализму. Работа с актёрами отступала на второй план. В 1874—90 М. т. гастролировал по Европе, в 1885 и 1890 выступал в России. Критич. оценку постановочных принципов М. т. дали А. Н. Островский и К. С. Станиславский.1'

МЕЙОЗ (в б и о л о г и и), то же, что редукционное деление.

МЕЙСЕН, город в Германии, в округе Дрезден (ГДР), на р. Эльба. 48 т. ж. (1946). Старинное производство саксонского фарфора (с 1710).

МЕЙССОНЬЕ, Эрнест (1815—91), франц. живописец и график. Автор многочисленных, виртуозно выпол-? ненных в миниатюрной технике, но поверхностных жанровых сцепок, гл. обр. из быта Франции 18 в., а также батальных картин, посвящён-ных войнам Наполеона 1 и Наполеона III.

МЕЙСТЕРЗИНГЕРЫ (мастера пения), поэты, Композиторы и певцы ср.-век. Германии из ремёсленно-цеховой среды. В 14—15 вв. М. трактовали преим. религ. сюжеты; во время Реформации в их произведениях появляются ИсТориКО-героические темы и бытовые мотивы (Ганс Фогель, сер. 16 в.; Адам Пушман, 1532— 1600). Наивысшего развития искусство М. достигло в творчестве Ганса Сакса (1494—1576), давшего живое изображение нар. жизни. Картины быта М. и их творческие состязания показаны Р. Вагнером в опере «Нюрнбергские мейстерзингеры» (пост. 1868).

МЕЙЧУРИН, Чарлз Роберт, англ. писатель. См. Мэтьюрин.

МЕККА, город йа 3. СаудоВСкой Аравии. Адм. и торг. центр ХиДжа-за. Ок. 120 т. ж. Религиозный центр ислама, место паломничества мусульман, родина Мухаммеда. Автодорогами связан с портом Джидда иг. Эр-Рияд.

МЕКЛЕНБУРГ, область (земля) на С.-В. Германии, у Балтийского м. В 1952 из территории М. обра* зовано 3 округа: Шверин, Росток* НейбраиденбурГ. В прошлом — отсталый с.-х. р-н. В результате про* ведённой После 2-й мировой войны демократич. агр. реформы, ликвидировавшей юнкерское землевладе-

Добавьте свой комментарий к этой странице:

Имя: E-mail: 5 x 7 =