Энциклопедический словарь 1953г.

  [ Оглавление ]     [ Особые страницы ]     [ О сайте и словаре ]     [ Статистика ]     [ Отзывы ]  

Том: 2

Певцов Илларион Николаевич
Певцов Михаил Васильевич
Пегас
Пегматит
Пегов
Педагог
Педагогика
Педагогика параллельного действия
Педагогическая практика
Педагогическая психология
Педагогические институты
Педагогические классы
Педагогические чтения
Педагогический совет
Педагогическое училище
Педаль
Педант
Педерастия

Стр: 619

ПредыдущаяСледующая
Энциклопедический словарь 1953. Стр. 619 - Певцов Илларион Николаевич - Педерастия

певцов

619

борьбы — выявление на гренажных з-дах и пунктах бабочек, больных П., и уничтожение их вместе с отложенной ими греной, истребление больных гусениц, дезинфекция помещений и др.

ПЕВЦОВ, Илларион Николаевич (1879—1934), советский актёр, нар. артист РСФСР. На сцене с 1902. В 1915—25 играл в театрах Москвы (театр Незлобипа, 1-я студия Моск. художеств, театра). С 1925 ■— в Ленинградском академия, театре драмы (ныне имени А. С. Пушкина). Игра П. отличалась глубиной мысли, мастерством психологич. характеристики персонажа. В числе лучших ролей П.— Бородин («Страх» А. Н. Афиногенова), полковник Бороздин (кинофильм «Чапаев»).

ПЕВЦОВ, Михаил Васильевич (1843—1902), русский исследователь Центр. Азии. В 1876—90 совершил 3 экспедиции по Джунгарии, Монголии, КашгариииКуэнь-Луню. Собрал ценный географич. материал. Разработал способ определения географич. широты по наблюдению 2 звезд на равных высотах.

ПЕГАС, в греч. мифологии крылатый-конь, возникший из крови гор-гоны Медузы, обезглавленной героем Персеем. Г1о позднейшим сказаниям, под ударом копыта П. возник ручей муз (источник Гипокрена), вода к-рого вдохновляла поэтов. Образ П. вошёл в лит-ру как символ поэ-тич. вдохновения. Отсюда выражение «оседлать П.».

ПЕГАС, созвездие сев. неба, лучше всего видно летом и осенью.

ПЕГМАТИТ (письменный гранит), крупнозернистая изверженная горная порода, состоящая преим. из закономерно сросшихся крупных кристаллов кварца и полевого шпата. Применяется в стекольном деле и керамич. пром-сти. К П. приурочены месторождения редких металлов.

ПЕГ О В, Николай Михайлович (р. 1905), партийный и советский деятель. Член КПСС с 1930. Трудовую деятельность начал рабочим в 1919. До 1938 работал на ф-ке «Красная роза» (г. Москва), был зам. директора ф-ки имени А.М. Горького

(г. Москва), директором ф-ки имени В. В. Куйбышева (г. Маргелан Узб. ССР), учился в Промакадемии имени В. М. Молотова. С 1938 работал на Дальнем Восто.ке секретарём Дальневосточного крайкома партии, затем первым секретарём Приморского крайкома партии. С1947—на руководящей работе в аппарате ЦК партии. С XVIII съезда партии — член ЦК. С окт. 1952 до марта 1953 —секретарь ЦК КПСС, с марта 1953—секретарь Президиума Верховного Совета СССР. Награждён орденом Ленина и др. орденами и медалями.

ПЕДАГОГ, лицо, ведущее преподавательскую или воспитат. работу,— школьный учитель, воспитатель дошкольного учреждения или детского дома, преподаватель техникума или высшей школы.

ПЕДАГОГИКА, наука о воспитании, образовании и обучении подрастающих поколений в соответствии с целями и задачами, выдвигаемыми конкретно-историч. условиями жизни людей. Начало развития П. относится к древним векам. Зародилась П. в виде правил и наставлений для взрослых по уходу за детьми и наблюдению за их поведением. Педагогия, системы, положившие начало развитию П. как науки, появились в Древней Греции (5—4 вв. до н. э.). П. на протяжении всей истории классового общества служила целям и интересам эксплуататоров. Она базировалась на идеа-листич. философских основах и поэтому никогда не представляла собой системы подлинно научных знаний. Только открытие К. Марксом и Ф. Энгельсом объективных законов развития человеческого общества и дальнейшее развитие этого учения В. И. Лениным и И. В. Сталиным позволили обосновать и поднять П. на ступень действит. науки. Советская П., коренным образом отличаясь от бурж. П., является качественно новой, высшей ступенью педагогич. науки, базирующейся на прочном фундаменте марксистско-ленинской теории. Она призвана разрешать задачи подготовки и формирования нового человека — члена советского общества, вскрывать закономерности педагогич. процесса, разрабатывать формы, содержание и методы коммунистического воспитания детей.

Буржуазная П. эпохи империализма служит силам реакции, за-хватнич. целям и замыслам империалистов.

ПЕДАГОГИКА ПАРАЛЛЕЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ, воспитат. воздействие педагога на воспитуемого через коллектив, членом к-рого он является. Идея П. п. д. выдвинута и разработана А. С. Макаренко.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА, составная часть проф. подготовки педагогич. кадров. Проводится обычно в базовых школах, и др. детских учреждениях и является обязательной для студентов педагогических вузов и учащихся педагогических училищ.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛО-ГИЯ, отрасль психологии, изучающая развитие психики ребёнка в процессе воспитания и обучения.

ПЕДАГОГИ ЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ, высшие педагогич. учебные заведения. В СССР имеют 4-годичный (заочные—5-годичный) курс; подготовляют учителей для ср. школы.

ПЕДАГОГИ ЧЕ СКИЕ КЛАССЫ, старшие (8-е) классы в женских гимназиях дореволюц. России; 11-е классы в нек-рых женских ср. школах СССР, подготовляющие учительниц для нач. школ.

«ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ», ежегодные конференции, организуемые Академией педагогич. наук РСФСР с целью обмена опытом учеб-но-воспитат. работы и привлечения к научной разработке вопросов воспитания и обучепия передовых учителей, работников просвещения и родителей учащихся. Проводятся также и в др. союзных и автономных республиках, в краях и областях.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ, со-вещат. орган при директоре или заведующем школы, училища, техникума, дет. дома, интерната, дет. сада для рассмотрения вопросов учебно-воспитат. характера.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ, среднее педагогич. учебное заведение, готовящее учителей для нач. общеобразоват. школы, а в СССР также воспитательниц детских садов, преподавателей физич. культуры и старших пионерских вожатых. В советские П. у. принимаются лица, окончившие 7-летнюю школу.

ПЕДАЛЬ, ножной рычажный механизм в машинах,устройствах и сооружениях. П. имеет 2 осн. назначения: педальное управление (напр., П. акселератора автомобиля) и ножной привод (напр., в ножной- швейной машине).

ПЕДАЛЬ, в муз. инструментах деталь рычажного устройства, управляемая ногой; служит для изменения громкости и длительности звучания (рояль, пианино), высоты звука (арфа), для нагнетания воздуха (фисгармония, пианола) и др. целей; в органе П. называется ножная клавиатура.

ПЕДАНТ (итал.), 1) формалист, буквоед в пауке. 2) Мелочно аккуратный человек, соблюдающий лишь внешний, формальпый порядок.

ПЕДЕРАСТИЯ (м у ж е л о ж с т-в о), половое извращение.

Добавьте свой комментарий к этой странице:

Имя: E-mail: 3 x 2 =