| ||||||||
РАКУРС — РАМПА 69 партии Венгрии (ноябрь 1918). В 1919 Р. — видный деятель Венгерской Сойотской Республики. В 1920—24 работал в Исполкоме Коминтерна. В сент. 1925, находясь иа нелегальной партийной работе в Венгрии, был арестован и затем приговорён к 81/г годам тюремного заключения. По отбытии этого срока, в феврале 1935 Р. был приговорён фашистским судом к пожизненной каторге. Во время судебных процессов использовал трибуну суда для разоблачения венг. фашизма. На VII Конгрессе Коминтерна (1935) был заочно избран членом Исполкома Коминтерна. В окт. 1940, в результате переговоров между правительством СССР и венг. пр-вом, Р. был освобождён из тюрьмы и прибыл в СССР. В годы 2-й мировой войны 1939—45 Р. направлял подпольную деятельность венг. коммунистов, вёл широкую работу среди венг. военнопленных в СССР. В ходе освобождения Венгрии Советской Армией (окт. 1944—апр. 1945) компартия под руководством Р. возглавила борьбу венг. народа за демократизацию нолитич. и экономич. жизни страны, приведшую к установлению народно-демократич. строя. В 1945— 1948 — генеральный секретарь ЦК компартии Венгрии. В дек. 1945 — авг. 1952 Р. — зам. премьер-министра; с авг. 1952 по июнь 1953 — пред. Совета министров Венгерской Народной Республики. В 1948—53— ген. секретарь ВПТ, с июня 1953 — первый секретарь ЦК ВПТ. РАКУРС, 1) в изобразительном искусстве — перспективное сокращение изображённых фигур или предметов. Термин «Р.» применяется обычно для обозначения особенно сильных сокращений, возникающих при изображении фигур и предметов с необычных точек зрения (снизу, сверху и т. д.). 2) В фотографии — необычная для глаза перспектива изображения предмета, вызываемая непараллельностыо плоскости светочувствит. слоя фотоматериала к плоскости, в к-рой расположен предмет. Р. особенно заметен при фотосъёмке снизу и сверху, т. е. когда оптич. ось фотообъектива направлена на предмет не под прямым углом. РАКУШЕЧНИК, пористый известняк, состоящий почти полностью из целых раковин (моллюсков, брахио-под) и их обломков, сцементированных углекислым кальцием. Широко известны т. н. «пильные Р.» Крыма и др. областей УССР, используемые для строительства жилых зданий и промышленных сооружений. РАКШЕОБРАЗНЫЕ (с и з о в о-р о и к и), отряд птиц. Распространены широко. 6 семейств (141 вид); в СССР — щурки, сизоворонки и зимородки. РАМА, 1) несущая конструкция зданий и сооружений, состоящая из стержней с жёсткими соединениями между ними. Вертикальные стержни такой конструкции называются стойками, горизонтальные— ригелями. 2) Общее название стержневых, геометрически неизменяемых конструкций в различных областях техники (автомобильная, вагонная рама и т. д.). 3) Оконные и дверные Р. — прямоугольные замкнутые элементы из деревянных брусьев, заделываемые в проём стены для навешивания или вставки оконных переплётов и дверных полотнищ; обиходное название оконного переплёта. 4) Условное название нек-рых машин (напр., лесопильная Р.). РАМА, мифич. царь Айодхьи, герой индийского эпоса. Деяниям Р. посвящена, поэма «Рамаяна». РАМАДАН, см. Рамазан. РАМАЗАН, 9-й месяц мусульманского лунного календаря. По предписаниям корана во время Р. мусульмане должны воздерживаться от пищи и питья (от восхода до заката солнца). РАМАН, Чандрасекара Венката (р. 1888), индийский физик. В 1928 открыл (одновременно с советскими физиками Л. И. Мандельштамом и Г. С. Ландсбергом) эффект комбинационного рассеяния света, часто называемый его именем. «РАМАЯНА», др.-индийский эпос, окончательно сложившийся между 4 в. до н. э. и 2 в. н. э.; состоит из 7 кн. или24тыс.двустиший. Содержание «Р.» составляет судьба царя-изгнанника Рамы и его верной супруги Ситы. Отдельиые эпизоды «Р.» являлись в течение мн. веков источниками сюжетов для произведений поэзии и изобразит, иск-в. РАМБО, Альфред (1842—1905), франц. бурж. историк либерального направления, специалист по истории стран Вост. Европы, в частности России. Совместно с Э. Лависсом редактировал ряд многотомных изданий по всеобщей истории. РАМБУЛЬЕ, Катрин (1588—1665), маркиза, — хозяйка известного лит. салона в Париже (Франция) — отеля Рамбулье. РАМБУЛЬЕ, группа пород тонкорунных овец шёрстно-мясного направления. Р. выведены во Франции в сер. 19 в. В местности Рамбулье (недалеко от Парижа) находился гос. завод лучших овец этой породы (отсюда и название). РАМБУРС, 1) уплата долгов, издержек. 2) Уплата за векселеда теля. 3) Покрытие долга через третье лицо. РАМБУТАН, растение сем. сапин-довых. Родина — Малайский архипелаг. Распространён в культуре. Мясистый присемянник употребляется в пищу. РАМЕ (Р а м у с), Пьер (1515—72), франц. философ и филолог периода Возрождения. Противник схоластической логики. Один из предшественников рационалистич. философии Р. Декарта. Убит в Варфоломеевскую ночь. РАМЕНСКОЕ, город, р. ц. Московской обл. РСФСР, ж.-д. станция. Текстильная и др. промышленность. РАМЕНЬ (раменья), народное название темнохвойного, большей частью елового, леса. РАМЗАЙ, Уильям (1852—1916), английский физико-химик. Открыл аргон (совм. с Дж. Рэлеем) и др. недеятельные газы, выделил гелий. Изу- ^ чал явление радиоак- 'Щ тивности, обнаружил (совм. с Ф. Содди) присутствие гелия в продуктах распада радия. РАМЗЕС II, см. Рамсес П. РАМИ (китайская крапи-в а), многолетние волокнистые растения сем. крапивных. Хорошо растёт в условиях жаркого и достаточно влажного климата, страдает от заморозков. Волокно Р. отличается белизной, мягкостью и крепостью, имеет шелковистый блеск. Применяется для изготовления различных тканей. В СССР возделывается в Грузин. РАМО, Жан Филипп (1683—1764), выдающийся франц. композитор и теоретик музыки. Его оперы, или «лирические трагедии» («Кастор и Пол-лукс», 1737, и др.), и балеты продолжили линию придворного классицизма. Р. усилил в этих жанрах черты галантности и вместе с тем значительно обогатил их музыкальное содержание. Большое художеств, значение имеют пьесы Р. для клавесина. Его «Трактат о гармонии» (1722) положил начало совр. учению о гармонии. РАМОЛИ (р а м о л и к), расслабленный, физически и умственно немощный, впавший в слабоумие человек. РАМПА, 1) осветительная аппаратура, установленная на полу сцены по её переднему краю и скрытая за бортом просцениума. 2) Граница между зрительным залом и сценой. Добавьте свой комментарий к этой странице: | ||||||||