Энциклопедический словарь 1953г.

  [ Оглавление ]     [ Особые страницы ]     [ О сайте и словаре ]     [ Статистика ]     [ Отзывы ]  

Том: 3

Реликвии
Реликты
Рельеф
Релькович
Рельсобалочный стан
Рельсовая цепь
Рельсовое скрепление
Рельсовый картель международный
Рельсовый пуль
Рельсы
Релятивизм
Реляция
Ремаллой
Ремарк
Ремарка
Рембо
Рембрандт

Стр: 94

ПредыдущаяСледующая
Энциклопедический словарь 1953. Стр. 94 - Реликвии - Рембрандт

94

РЕЛИКВИИ — РЕМБРАНДТ

редиг. веры. В СССР в целях обеспечения за гражданами свободы совести церковь отделена от гос-ва и школа от церкви; за всеми гражданами признаётся свобода отправления религ. культов и свобода антирелигиозной пропаганды. Преодоление религ. предрассудков в сознании отдельных граждан является составной частью коммунистического воспитания членов советского общества.

РЕЛИКВИИ, 1) по учению христианской религии останки «святых» («мощи») или «священные» предметы, ставшие объектом религ. поклонения. Культ Р., к-рым церковь приписывает «чудодейственную силу», является одним из средств обмана верующих и обогащения духовенства. 2) Особо чтимые, дорогие по воспоминаниям вещи (история. Р., семейная Р. и т. п.).

РЕЛИКТЫ. животные или растения, представляющие собой остатки фауны или флоры прошлых геологич. периодов или сохранившиеся изолированно вне гл. области их совр. распространения.

РЕЛЬЕФ, вид скульптуры, в к-ром изображение является выпуклым, а иногда углублённым по отношению к плоскости фона. Основные виды Р. — горельеф и барельеф.

РЕЛЬЕФ (в географии), совокупность форм расчленения земной поверхности. Р. создаётся и изменяется в результате различных процессов: эндогенных (внутренних) и экзогенных (внешних). К первым принадлежат вертикальные поднятия и опускания более или менее обширных участков земной коры, процессы сжатия слоёв горных пород, а также вулканизм. Ко вторым относятся: деятельность поверхностных и подземных вод, ледников, морских волн, ветра и т. п. Характер Р. зависит от соотношения различных процессов, принимающих участив в его образовании, силы и продолжительности их действия, состава и строения горных пород. Различают крупные формы Р. (макрорельеф), определяющие общий характер устройства поверхности (напр., горный хребет), и мелкие формы Р. (микрорельеф) с небольшими колебаниями высот (напр., мелкие западины, не-1 ровности на склонах долин, торфяные бугры ит. д.). Формы мезорельефа (ущелья, холмы и т. д.) занимают промежуточное положение между формами макро- и микрорельефа.

РЕЛЬКОВИЧ, Матия Антун (1732—98), хорватский писатель-про-еветитеЛь, сатирик. Родом из Словении. В поэме «Сатир, или Дикий человек» (1761) выступил против влияния церкви. Автор «Новой славон-ской и немецкой грамматики» (1767).

РЕЛЬСОБАЛОЧНЫЙ СТАН, прокатный стан, предназначенный для

производства ж.-д. рельсов, крупных двутавровых балок (выс. от 240 до 600 мм) и др. тяжёлых прокатных профилей.

РЕЛЬСОВАЯ ЦЕПЬ, влектрич. цепь системы диспетчерской централизации, сигнализации и автобло-' кировки, использующая ж.-д. рельс в качестве проводника электросигналов.

РЕЛЬСОВОЕ СКРЕПЛЕНИЕ, соединение ж.-д. рельсов между собой (стыковое скрепление) и со шпалами (промежуточное скрепление) в одну непрерывную рельсовую нить. Стыковое соединение состоит из накладок, болтов и пружинных шайб. Промежуточное скрепление состоит из подкладок, шурупов, закладных болтов и особых пружин и костылей в зависимости от типа соединения.

РЕЛЬСОВЫЙ КАРТЕЛЬ МЕЖДУНАРОДНЫЙ, международное объединение рельсопрокатных предприятий; создан в 1884. Участники — Англия, Германия и Бельгия, позже присоединились Франция, США и др. страны. Р. к. м. добился почти полной монополии на мировом рынке. В нач. 2-Й мировой войны (1939—45) Р. к. м. распался.

РЕЛЬСОВЫЙ ПУТЬ, 1) верхнее строение ж.-д. пути, состоящее из рельсов, скреплений, шпал, балластного слоя, противоугонных устройств и стрелочных переводов. 2) То же, что ж.-д. путь.

РЕЛЬСЫ, брусья, обычно специального профиля, по к-рым происходит движение ж.-д., трамвайных и др. поездов, тележек на заводских путях, крановых тележек на подкрановых путях и т. п. Р. для движения вагонеток на горных предприятиях, а затем для грузового и пассажирского городского и междугородного конного транспорта сначала делались из дерева, затем из чугуна (литые), наконец, после появления паровозов, из стали (катаные Р.).

РЕЛЯТИВИЗМ, признание относительности человеческих знаний. Антинаучная идеалистич. философия (махизм и др.) возводит в абсолют относительность человеческого познания и тем самым отрицает объективную истину. В противоположность «физическому» идеализму и др. махистским течениям реакц. буржуазной философии, к-рые кладут Р. в основу теории познания, «мате-[ риалистическая диалектика Маркса и Энгельса безусловно включает в себя релятивизм, но не сводится к нему, т. е. признает относительность всех наших знаний не в смысле отрицания объективной истины, а в смысле исторической условности пределов приближения наших знаний к этой истине» (В. И. Ленин).

РЕЛЯЦИЯ (воен., устар.), 1) донесение о боевых действиях войск или к.-л. ^событии. 2) Письменное обоснование при представлении к награждению.

РЕМАЛЛОй (комол), сплав на основе железа для постоянных магнитов, содержащий 15—20% молибдена и 10—12% кобальта. Свойства Р.: остаточная индукция 10500—= 11 500 гаусс, коэрцитивная сила 220— 250 эрстед, удельная магнитная энергия до 55000 эрг/см3.

РЕМАРК, Эрих Мариа (р. 1898), нем. писатель. Его роман о 1-й мировой войне 1914—18 «На западном фронте без перемен» (1929) содержит пацифистское осуждение войны. Роман «Обратный путь» (1931) — о судьбах вернувшихся с фронта солдат, проникнут безнадёжностью. В романе «Время жить и время умирать» (1954) Р. показывает варварский облик фашизма и борьбу против него прогрессивных сил.

РЕМАРКА, 1) Примечание автора к тексту пьесы, содержащее описание обстановки действия, внешности, состояния персонажей, их поведения и т. д. 2) Режиссёрская пометка на рабояем экземпляре пьесы для помощника режиссёра, постановочной части и др.

РЕМБО, Артюр (1854—91), франц. поэт, один из зачинателей символизма. Несмотря на выраженную в некоторых стихотворениях ненависть к буржуазному обществу периода Второй империи (стих. «Зло» и др.), творчество Р., лишённое связей с передовой общественностью, отразило начавшийся распад буржуазной культуры (поэма «Пьяный корабль», 1884).

РЕМБРАНДТ,Харменс ван Рейн (1606—69), гениальный голл. живописец и гравёр-офортист. Искусство Р., впитавшее народно-освободительные идеи, сложилось в годы расцвета искусства Голландии,сбросившей испан. иго. Демократия, и реали-стич. тенденции ярко проявились в творчестве Р. уже в 30-е гг. 17 в. В нём отразились противоречия современной художнику жизни; с сочувствием Р. воспроизводит народные образы (офорт «Нищий» и др.). Глубоко реалистич. характером обраэов отличаются его картины на религ. («Снятие с креста») и мифологи ч. («Даная») темы, групповой портрет «Урок анатомии доктора Тульпа», «Автопортрет с Саскией». С начала 40-х гг. 17 в. всё углублявшийся реализм творчества Р., демократизм его убеждений резко расходятся с требованиями голл. буржуазии, утратившей

Добавьте свой комментарий к этой странице:

Имя: E-mail: 10 x 9 =