Энциклопедический словарь 1953г.

  [ Оглавление ]     [ Особые страницы ]     [ О сайте и словаре ]     [ Статистика ]     [ Отзывы ]  

Том: 3

Российская советская федеративная социалистическая республика (РСФСР)

Стр: 128

ПредыдущаяСледующая
Энциклопедический словарь 1953. Стр. 128 - Российская советская федеративная социалистическая республика (РСФСР)

листич. портрет (О. А. Кипренский, В. А. Тропинин), бытовой жапр (А. Г. Венецианов), пейэаж (Сильв. Ф. Щедрин); К. П. Брюллов и А. А. Иванов создают монументальные полотна на история, и библейские сюжеты, стремясь выразить в них идеи современности. Морские пейзажи пишет И. К. Айвазовский. Выступают мастера социально-обличительного бытового жанра П. А. Федотов, В. Г. Перов. В 1870 организуется Товарищество передвижников, сплотившее демократические силы русского иск-ва. Значительнейшими идейными руководителями передвижников были живописец И. И. Крамской и критик В. В. Стасов. В Т-во передвижников входили художники В. М. Максимов, К. А. Савицкий, И. А. Ярошенко, В. Е. Маковский, В. Д. Поленов, В. М. Васнецов, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин, И. И. Левитан и др. К передвижникам примыкали живописец-баталист В. В. Верещагин, скульптор М. М. Антокольский. Крупнейшими представителями реализма 19 в. были великие художники И. Е. Репин и В. И. Суриков, входившие в Т-во передвижников.

Развитие музыки в нач. 19 в. связано с именами С. И. Давыдова, А. Н. Верстовского (опера), А. А. Алябьева, А. Е. Варламова, А. Л. Гурилёва (романсы) и др. Основоположником новой русской муз. школы, создателем нац. классич. оперы, русского симфонизма и классич. романса явился М. И. Глинка. Русская классич. музыка утверждала принципы реализма и народности, высокие I гуманистпч. идеалы. С творчеством Глинки и его последователя А. С. Даргомыжского связано возникновение русской вокальной школы, воспитавшей певцов О. А. Петрова, А. Я. Петрову-Воробьёву, позднее Д. М. Леонову, Ф. И. Стравинского, Ф. И. Шаляпина, Л. В. Собинова, А. В. Нежданову и др. В 1862 создастся консерватория в Петербурге, в 1866 — в Москве, возникают крупные школы муз.-исполнительского иск-ва. В 19 в. развиваются музыковедение и муз. критика (В. Ф. Одоевский, В. В. Стасов, А. Н. Серов, Ц. А. Кюи). К 60-м гг. относится начало творческой деятельности «Могучей кучки» (композиторы М. А. Балакирев, М. II. Мусоргскии, А. П. Бородин, Н. А. Римский-Корсаков, Ц. А. Кюи) и П. И. Чайковского. Их творчество принадлежит к высшим достижениям мирового муз.искусства. Позднее выдвигаются крупнейшие русские композиторы А. К. Глазунов, С. И. Танеев, С. В. Рахманинов, А. К. Лядов, А. Н. Скрябин, В. С. Калинников.

В театре нач. 19 в. развитие реалистич. тенденций ярко проявилось

в творчестве трагич. актрисы Е. С. Семёновой и актёра А. С. Яковлева. Общий подъём - нац. культуры привёл к созданию крупнейших драма-тич. и оперных театров: Малого (1824) и Большого (1825) в Москве, Александринского (1832) и Маринн-ского (1836) в Петербурге. Огромное значение для утверждения реализма в русском театре имели постановки произведении А. С. Грибоедова,

A. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, А. Н. Островского, деятельность великих русских актёров-реалистов: М. С. Щепкина, А. Е. Мартынова, крупнейшего представителя прогрессивного романтизма — трагич. актёра П. С. Мочалова. Во 2-й пол. 19 в. под влиянием драматургии А. Н. Островского развился талант П. М. Садовского, Л. П. Нику-линой-Косицкой, О. О. Садовской и др. Героич., освободительными идеями было проникнуто творчество великой русской актрисы М. Н. Ермоловой. Жизненной правдой, многосторонностью, блестящим мастерством отличалось творчество А. П. Ленского, Г. Н. Федотовой, А. И. Южина,

B. Н. Давыдова, М. Г. Савиной, К. А. Варламова, В. Ф. Комиссаржевской.

Высокого расцвета достигает в 19 в. русский балет (балетмейстеры Ш. Л. Дидло, А. П. Глушковский, И. К. Лобанов, артисты Е. И. Колосова, М. Данилова, А. И. Истомина, Е. И. Андреянова, Е. А. Санковская, Н. К. Богданова и др.). Реформа, произведённая в области балетной музыки П. И. Чайковским, способствовала дальнейшему развитию национальной школы хореографии (творчество балетмейстеров Л. И. Иванова, А. А. Горского, В. Ф. Гельцера, актёров М. М. Мордкина, В. А. Ряб-цева, В. Д. Тихомирова, А. П. Павловой, Е. В. Гельцер, В. Ф. Нижин-ского и др.).

Новый этап в развитии русского реалистич. театра начинается с организации Московского Художественного театра (1898), созданного и руководимого К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко. Располагая крупнейшими актёрскими силами (В. И. Качалов, О. Л. Книппер-Чехова, Л. М. Леонидов, И. М. Москвин и др.), МХТ утвердил новые принципы создания спектакля и внёс большой вклад в развитие мирового театрального искусства.

В конце 19—нач. 20 вв. под воздействием упадочнической зап.-европ. бурж. культуры в иск-ве и литературе распространяются декадентство, формализм. Развивается упадочная поэзия символизма. Одиакшнаиболсе выдающиеся поэты этого направления А. А. Блок и В. Я. Брюсов позднее сумели приблизиться к пониманию идей революции. Реалистич. традиции

в живописи в это время продолжали художники В. А. Серов, Н. А. Касаткин, С. В. Иванов и др.

Передовые позиции в литературной движении заняла на рубеже 19—20 вв. марксистская критика: Г. В. Плеханов, В. В. Воровский, А. В. Луначарский. Великий писатель М. Горький связал своё творчество с борьбой рабочего класса и явился основоположником лит-ры социалистического реализма. Накануне Великой Октябрьской социалистической революции начинается формирование революционной поэзии В. В. Маяковского.

В начале 20 в. в области физико-математич. дисциплин работали А. М. Ляпунов, А. Н. Крылов, В. А. Стек-лов; огромное значение для развития аэродинамики имели открытия Н. Е. Жуковского, С. А. Чаплыгина, К. Э. Циолковского; в области физики внесли большой вклад П. Н. Лебедев, П. П. Лазарев, Д. С. Рождественский^

A. Ф. Иоффе, в области техники —

B. Г. Шухов и др. Огромный вклад в развитие учения о живой природе сделали К. А. Тимирязев и И. В. Мичурин; в области геолого-минерало-гич. наук — А. П. Карпинский, кристаллограф Е. С. Фёдоров, геохимики В. И. Вернадский и А. Е. Ферсмай.

Победа Великой Октябрьской социалистической революции в 1917 открыла новую эру в развитии русской культуры. Миллионы людей приобщились к знаниям. Коммунистическая партия направляет развитие советской культуры, помогает её творческим работникам бороться с безидейностыо, проявлениями бурж. идеологии, формализма и натурализма. Особенно важную роль в развитии советской культуры сыграли постановления ЦК партии по идеология. вопросам (1925, 1932, 1946-1948 и др.). Русская культура оказала плодотворное влияние па развитие культуры народов СССР. Наука впервые стала развиваться планомерно и в соответствии с реальными потребностями роста социалистической пром-сти и с. х-ва. Проведённые в различных областях Советского Союза поиски полезных ископаемых, металлов и нефти определили сырьевую базу советской пром-сти; многие задачи, имевшие значение для реализации пятилетних планов* были решены при непосредственном участии А. П. Карпинского, В. И. Вернадского, А. Д. Архангельского, И. М. Губкина, А. Е. Ферсмана, В. А. Обручева и их учеников. Работы А. Е. Фаворского и С. В. Лебедева положили начало пром-сти синтетич. каучука в СССР; в разлияных областях химии важное теоретии. и практия. значение имели труды Н. Д. Зелинского, Н. С. Курнакова, В. А. Кистяков-ского, А. Н. Несмеянова, С. С. На

Добавьте свой комментарий к этой странице:

Имя: E-mail: 4 x 9 =