Энциклопедический словарь 1953г.

  [ Оглавление ]     [ Особые страницы ]     [ О сайте и словаре ]     [ Статистика ]     [ Отзывы ]  

Том: 3

Энгельс Фридрих

Стр: 686

ПредыдущаяСледующая
Энциклопедический словарь 1953. Стр. 686 - Энгельс Фридрих

вательство над природой и человечеством». Этой лживой буржуазной теории Ф. Энгельс противопоставил научный взгляд о росте обнищания рабочего класса в условиях капитализма, показав, что «избыточное население» одного класса — пролетариата — порождается избыточным богатством другого класса — буржуазии. В «Очерках» Ф. Энгельс рассмотрел с точки зрения социализма осн. явления современного ему экономич. порядка, как необходимые последствия господства частной собственности. Эту работу Ф. Энгельс опубликовал в издаваемом К. Марксом и А. Руге «Яемецко-фран-цузеком ежегоднике». К. Маркс назвал её «гениальным очерком критики экономических категорий». Общение с Ф. Энгельсом, указывает В. И. Ленин, «бесспорно содействовало тому, что Маркс решил заняться политической экономией, той наукой, в которой его труды произвели целый переворот».

1842—44 являются знаменательным периодом в жизни Ф. Энгельса, он совершает в это время переход от революц. демократизма к революц. коммуиизму и от идеализма к материализму. Со времени опубликования «Очерков» между Ф. Энгельсом и К. Марксом завязывается дружеская переписка, устанавливаются не-посредств. отношения, вылившиеся затем в, беспримерную тесную дружбу и сотрудничество.

В августе 1844 Ф. Энгельс покинул Англию (Манчестер) и по пути в Германию заехал в Париж, чтобы по-; видаться с К. Марксом. Десять дней, проведённые Энгельсом у Маркса, явились знаменательной вехой в истории возникновения учения научного коммунизма. «С тех пор, как судьба столкнула Карла Маркса с Фридрихом Энгельсом, жизненный труд обоих друзей сделался их общим делом» (В. И. Л е и и и). Во время этой встречи К. Маркс и Ф. Энгельс решили совместно выступить против левогегельянцев, отстаивавших идеа-листич. идеи. Левогегельяпцы отрицали история, значение борьбы народных масс, рассматривали идеи и действия выдающихся личностей как движущие силы истории, пропагандировали ндеалистич. культ личности и, т. о., являлись врагами демократического и революц. движения. В написанной совместно К. Марксом и Ф. Энгельсом кн. «Святое семейство, или критика .критической критики"...» (1845), | направленной против левых гегельянцев, заложены основы революц. материалистич. мировоззрения, разоблачена реакц. сущность философского идеализма и обоснована революц. идея о решающем значении борьбы народных масс в историч.

развитии общества. В ней содержится почти сложившееся, по словам В. И. Ленина, марксистское положение о всемирно-историч. освободит. роли пролетариата. Разъясняя великое значение для обществ, развития борьбы народных масс и историч. роль пролетариата, К. Маркс и Ф. Энгельс вооружали трудящиеся массы духовным оружием в их борьбе за освобождение.

Возвратившись в сентябре 1844 в Германию, Ф. Энгельс устанавливает связи с социалистами, сотрудничает в демократических органах печати, выступает на собраниях и ведёт активную коммунистическую пропаганду. Революц. деятельность Ф. Энгельса не могла остаться не замеченной прусской полицией; ему угрожал арест. Весной 1845 Ф. Энгельс покинул Германию и переехал в Брюссель (Бельгия), где тогда проживал К. Маркс. К этому времени К. Маркс в гл. чертах уже развил материалистич. понимание истории. Совместно с Ф. Энгельсом К. Маркс продолжал дальнейшую разработку революц. теории. Первым результатом совместной деятельности К. Маркса и Ф. Энгельса в этот период явилась «Немецкая идеология» 1845—46. В этой работе основоположники научного коммунизма нанесли сокрушительный удар по идеалистич. философии Гегеля и левых гегельянцев, подвергли критике метафизич. материализм Л. Фейербаха и вскрыли мелкобурж., реакц. характер немецкого т. н. «истинного социализма». Гл. значение этого труда заключается в том, что в нём сформулированы теоретич. основы научного коммунизма— мировоззрения революц. пролетариата. В нём изложены важнейшие положения диалектич. и историч. материализма. Развитие общества рассматривается как единый закономерный процесс, определяемый развитием материальных производит. сил и производств, отношений. В «Немецкой идеологии» даны наброски учения об общественно-эко-номич. формациях, о классовой борьбе и социальной революции пролетариата, а также содержится зародыш идеи диктатуры пролетариата. Свою теорию основоположники марксизма с самого начала поставили на службу революц. борьбе пролетариата. Ф. Энгельс развёртывает совместно с К. Марксом активную деятельность по созданию коммунистической партии. Создав в Брюсселе в начале 1846 Коммунистический корреспондентский комитет, К. Маркс и Ф. Энгельс добиваются образования подобных комитетов в Германии, во Франции, в Англии с тем, чтобы сплотить все подлинно пролетарские революц. элементы в

социалистическом движении. Для того чтобы успешно вести -борьбу против антипролетарских направлений в немецком социалистическом движении — вейтлингианцев, «истинных социалистов», сторонников Пру-дона, имевших влияние на немецких рабочих в Париже, Ф. Энгельс в августе 1846 приезжает в Париж и успешно осуществляет эту задачу. В результате деятельности основоположников марксизма руководство тайной организацией нем. рабочих — Союза справедливых, к-рое до этого находилось под влиянием вейтлингианцев и «истинных социалистов», убеждается в необходимости коренной реорганизации Союза и обращается с этой целью за помощью к К. Марксу и Ф. Энгельсу. До этого Союз был скован сектантскими полузаговорщич. формами организации и господством в нём идей утопич. социализма. Своё вступление в Союз справедливых К. Маркс и Ф. Энгельс обусловили тем, что его руководство решительно отбросит сектантство и заговорщичество, а из устава Союза будет выброшено всё, что содействует суеверному преклонению перед авторитетами. На 1-м (июнь), а затем на 2-м (ноябрь—декабрь) конгрессах Союза в 1847, состоявшихся в Лондоне, они добились коренной его реорганизации и создания на его основе Союза коммунистов — ядра коммунистической партии пролетариата. В основе принятого устава Союза лежали принципы научного коммунизма. Старый утопич. лозунг Союза справедливых — «Все люди — братья», был заменён новым лозунгом — «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», выражавшим интернациональный и классовый характер рабочего движения. Основоположники марксизма создали и научную программу этой новой организации, изложив её в «Манифесте Коммунистической партии», ставшем знаменем борьбы миллионов трудящихся во всех концах земного шара.

В «Манифесте» в сжатой форме изложены основные идеи марксизма и открыто провозглашены конечные цели борьбы пролетариата. Марксистская теория выступила теперь перед всем миром как всесторонне развитое мировоззрение революц. пролетариата. «В этом произведении с гениальной ясностью и яркостью обрисовано повое миросозерцание, последовательный материализм, охватывающий и область социальной жизни, диалектика, как наиболее всестороннее и глубокое учение о развитии, теория классовой борьбы и всемирно-исторической революционной роли пролетариата, творца

Добавьте свой комментарий к этой странице:

Имя: E-mail: 3 x 3 =