| ||||||||
АВЕСТА — АВИАЦИЯ ство; применяется для общего наркоза. АВЕСТА, собрание «священных» книг религии Древнего Азербайджана, Ср. Азии и Персии — зороастризма, составлявшееся предположительно от 9 в. до н. э. до 3 в. и. э. Впервые А. была записана на арамейском алфавите. АВИА..., первая часть сложных слов, соответствующая по значению слову «авиационный»: авиабаза, авиатранспорт и др. АВИАБАЗА, аэродромный узел (группа аэродромов) со складами материальных средств, авиаремонтными мастерскими, транспортными, учебными и обслуживающими подразделениями для обеспечения деятельности авиации. АВИАГОРИЗОНТ, авпац. прибор, указывающий лётчику положение истинного горизонта и дающий возможность ивмерять поперечные и продольные крены самолёта. АВПАМЕТЕОСЛ^ЖБА, ■№ предназначена для обслуживания авиации; обеспечивает лётный состав прогнозами погоды по районам расположения аэродромов и по путям полётов. Опирается на сеть авиаметеостанций. . АВИАМОДЕЛИЗМ, конструирование, постройка и запуск моделей летательных аппаратов; вид воздушного спорта. АВИАНОСЕЦ, военный корабль. Различают А. эскадренные, самолеты к-рых используются для ударов по кораблям и береговым объектам противника, и А. конвойпые, обеспечивающие конвоирование судов. Тоннаж А. от 9 до 55 тыс. т и выше; количество самолётов на конвойных А. до 30, на эскадренных до 90—140. А. вооружены также средней и малокалиберной артиллерией, преим. зенитной. А. имеют спец. палубы для взлёта и посадки самолётов и ангары для их хранения. АВИАПОЧТА, перевозка почты на самолётах. АВИАСИГНАЛЬНЫЕ ПОЛОТНИ-ЩА, с 1915 средство односторонней связи войск и кораблей с самолётами, летящими на малых и средних высотах. АВИАТОР (устар.), то же, что летчик. АВИАТРАССА, полоса земной поверхности, над к-рой проходит возд. линия; маршрут регулярных полётов транспортных самолётов. АВИАЦИОННАЯ АСТРОНОМИЯ, раздел практич. астрономии. Назначение А. а. — определение местонахождения самолёта в полёте на осно.ве измерений высот светил с помощью авиац. секстанта. Точность определения места самолета методами А. а. — 5—10 км. АВИАЦИОННАЯ БОМБА, снаряд, сбрасываемый с самолёта. А. б. бывают фугасные, осколочные, зажигательные, бронобоино-фугасные, бе-тонобойные, осветительные, дымовые и т. п. Вес А. б. от 0,5—10 кг до 11 т. кг п более. АВИАЦИОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, отрасль машнностроит. пром-сти, производящая самолёты, авиац. двигатели, приборы и оборудование для авиации; В СССР создана в годы 1-й пятилетки (1928—32) и в дальнейшем получила значит, развитие. В течение последних 3 лет Великой Отечественной войны А. п. СССР выпускала до 40 т. самолотов ежегодно. В годы войны освоено произ-во скоростных самолётов, снабжённых реактивными двигателями, новейшим оборудованием, приборами, радиоустановками и т. п. Значительно увеличен выпуск гражд. самолётов. См. Авиация. АВИАЦИОННЫЕ ПРИБОРЫ, выполняют контрольно-измерительные функции на самолёте. По назначению А. п. подразделяются на моторные (манометры, термометры, расходомеры, газоанализаторы и т. п.), п и лотажио-иа вигационные (компасы, высотомеры, указатели скорости, поворота и скольжения, авиагоризонты и т. п.), вспомогательные (указатели положения шасси, закрылков, автопилоты, автоштурманы и т. п.). _I АВИАЦИОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ, служит для приведения в движение летательных аппаратов. Характеризуется малыми габаритами и большой мощностью при относительно малом весе. В авиации применяются поршневые двигатели внутреннего сгорания либо реактивные двигатели. АВИАЦИЯ, 1) средство передвижения в воздухе на аппаратах тяжелее воздуха. 2) Организация, использующая летательные аппараты тяжелее воздуха, напр. А. военная (военно-воздушные силы), как один из видов вооруж. сил государства. 3) Специальная наука. К летательным аппаратам тяжелее воздуха относятся: самолёты и планёры, геликоптеры и автожиры (винтокрылые), орнитоптеры и ортоптеры (птицекрылые)/* а также возд. змеи. А. как о р г а н и-з а^ц и я включает материальную часть, личный состав, наземное оборудование баз и аэродромов, спец. службы, органы управления, школы, н.-н. учреждения. По своему назначению А. подразделяется на гражданскую и военную. Гражданская А. обслуживает нужды нар. х-ва и включает: транспортную А., санитарную, спортивную и А. специального назначения (сельскохозяйственную, связи и др.). Военная А. предназначается для совместных действий-с другими видами вооруж. сил и для выполнения самостоят, задач. Военная А. делится на сухопутную, морских сил, ПВО и дальнего действия (стратегическую). По назначению, вооружению и лётно-тактическнм данным военная А. подразделяется также на бомбардировочную, штурмовую, разведывательную, истребительную и специального назначения (связи, транспортная, санптарная и др.)- Военно-морская А. бывает по способу базирования береговая и корабельная. А. как наука объединяет ряд дисциплин — аэродинамику, теорию устройства самолётов, двигателей и вспомогат. приборов, технологию авиап. произ-ва, возд. навигацию и аэрофотосъёмку, теорию возд. стрельбы и бомбометания, тактику, оперативное применение и историю А. Родина А. — Россия. М. В. Ломоносов еще в 1754 построил модель геликоптера, приводимую в действие часовым механизмом, впервые объяснил принципы полёта аппаратов тяжелее воздуха и законы его сопротивления. А. Ф. Можайский построил ; Добавьте свой комментарий к этой странице: | ||||||||