| ||||||||
ДИАГОНАЛЬ — ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ ДИАГОНАЛЬ, отрезок прямой, соединяющий две несмежные вершины многоугольника или две вершины многогранника, не принадлежащие одной грани (например, МН на рис.). ДИАГОНАЛЬ, плотная одёжная шерстяная или хлопчатобумажная ткань с резко выраженными рубчиками, расположенными под углом более 45° к кромке ткани. ДИАГРАММА, чертёж, наглядно показывающий соотношение между различными величинами. На Д. величины изображаются- длинами отрезков, площадями фигур и т. п. Для непосредственной записи Д. применяют самопишущие приборы; напр., барограф вычерчивает Д. атм. давления, гигрограф — Д. влажности и т.д. ДИАДЕМА, первоначально повязка вокруг головы, затем более или менее сложное украшение из драгоценных металлов и камней, служившее иногда знаком царского, или жреческого достоинства. ДИАДОХИ, полководцы Александра Македонского, занявшие престолы отдельных гос-в, на к-рые распалась его монархия (4 в. до н. э.). ДИАЗОМЕТАЙ, СИгЩ, азотистое органич. соединение, газ, 1°кип. 23°; обладает большой реакционной способностью, в чистом виде разлагается со взрывом; ядовит. Применяется в органич. синтезе. _ ДИА30С0ЕДИНЕНИЯ, органич. вещества, продукты взаимодействия солей первичных ароматич. аминов с азотистой к-той, получающиеся по схеме: 547 С„Ы5КН3С1 + НИО, —*• С*Н»1*,С1 + 2*1.0. Д. применяются как промежуточные соединения для разнообразных синтезов, особенно широко — для получения нек-рых лекарственных веществ и красителей (см. Азокрасители). ДИАКРИТИЧЕСКИЕ ЗНАКИ, в буквенной системе нек-рых языков дополнит, знаки над или под некоторыми буквами, а также рядом с ними, изменяющие их произношение (напр., с в чешском яз. передаёт звук «ч>>, у в белорусском яз. — «у» неслоговое). ДИАЛА (А б и - III и р в а н), река в Ираке и Иране, лев. приток Тигра. Дл. (в пределах Ирака) 275 км. Судоходна зимой до г. Бакуба. ДИАЛЕКТ местный (территориальный), ответвление от общенародного языка. В отличив от жаргонов, к-рые обслуживают не народные массы, а узкую социальную верхушку или деклассированные элементы, местные Д. обслуживают народные массы, обладают своим грамматич. строем и основным словарным фон- дом. В период образования наций национальные языки образуются на основе тех или иных местных Д. ДИАЛЕКТИЗМ, слово или выражение, принадлежащее к.-л. местному, территориальному диалекту, а не общенародному лит. языку. ДИАЛЕКТИКА, наиболее всестороннее и глубокое учение о развитии. В своей основе Д. прямо противоположна' метафизике, рассматривающей явления природы в их изолированности и неподвижности. Термин «Д.» происходит от греч. слова «дналего», что значит вести беседу, вести полемику. Иод Д. понимали в древности искусство добиться истины путём раскрытия противоречий в суждении противника и преодоления этих противоречий. В древности нек-рые философы считали, что раскрытие противоречий в мышлении и столкновение противоположных мнений являются лучшим средством обнаружения истины. Этот диалектич. способ мышления, распространённый впоследствии на явления природы, превратился в диалектич. метод познания природы, к-рый рассматривал явления природы как вечно движущиеся и изменяющиеся, а развитие природы — как результат развития противоречий в природе, как результат взаимодействия противоположных сил в природе. Осн. черты Д. были сформулированы на пдеалистич. основе в нач. 19 в. Г. Гегелем. В фан-' тастич. картине развития абсолютной идеи он дал мистифицированное, идеалистически извращённое изображение угаданной им Д. объективного мира. Диалектика Гегеля носила ненаучный, нереволюц. характер и была целиком обращена в прошлое. В противоположность Гегелю, русские революционные демократы В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов сделали плодотворную попытку развить Д. на базе философского материализма, освободить, как образно говорил Герцен, Д. от «прусско-протестантской кокарды», к-рую она носила у Гегеля, и превратить Д. в «алгебру революции». Решая эти задачи, они вплотную подошли к диалектич. материализму и остановились перед историч. материализмом. Отсталость экономич. отношений в России середины 19 в. помешала им понять всемирно-историческую роль рабочего класса, достроить материализм «доверху» и соединить материализм и Д. в единое, цельное и последовательное мировоззрение. Эту задачу создания диалектико-ма-териалистич. мировоззрения ге-ннальпо разрешили К. Маркс и Ф. Энгельс. Они отбросили реакционную систему гегелевской филосо- фии, но удержали то прогрессивное, что содержалЬсь в диалектич. методе Гегеля. При этом К. Маркс и Ф. Энгельс коронным образом переработали метод Гегеля, поставили его с головы на ноги, и, таким образом, пдеалистич. диалектика Гегеля уступила место материалистич. диалектике К. Маркса. Марксистский диалектич. метод не только в корне отличен от гегелевского метода, но и представляет его прямую противоположность. В философии марксизма Д., поставленная на прочную базу материализма, стала наукой о наиболее общих законах развития природы, человеческого общества и мышления, могучим идейным оружием коммунистической партии. Марксистская Д. учит: чтобы не ошибиться в политике, надо смотреть вперёд, а но назад, надо быть революционером, а не реформистом, надо не замазывать классовые противоречия, а доводить классовую борьбу до конца. См. Диалектический материализм, Марксистский диалектический метод. «ДИАЛЕКТИКА ПРИРОДЫ», выдающийся труд Ф. Энгельса, посвященный философскому обобщению естествознания. Ф. Энгельс работал над «Диалектикой природы» в тесном контакте с К. Марксом. Работа осталась незаконченной; она состоит из записей ф. Энгельса, сделанных в основном с 1873 по 1882. После смерти Ф. Энгельса (5 авг. 1895) «Диалектика природы» вместе с другими рукописями Ф. Энгельса попала в руки оппортунистич. лидеров герм, с.-д-тии, к-рые в течение десятилетий преступно утаивали её. Впервые «Диалектика природы» была издана в Москве в 1925. Основная идея книги — признание: 1) неразрывности материи и движения (движение как форма бытия материи); 2) качественно различных форм движения, изучаемых различными науками (механика, физика,.Л химия, биология); 3) диалектич. переходов от одной формы движения к другой и соответственно от одной науки к другой. На протяжении всей книги Ф. Энгельс подчёркивает великое значение диалектич. материализма для успешного развития науки, отстаивает новое и прогрессивное в науке, творчески развивает передовые воззрения и теории, разоблачает приверженцев старого и беспощадно критикует идеалистов, агностиков, метафизиков, вульгарных материалистов и грубых эмпириков. ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ, мировоззрение марксистской партии, созданное К. Марксом и Ф. Энгельсом и творчески развитое в новых историч. условиях В. И. Лениным и учеником и продолжателем дела Ленина И. В. Сталиным, Добавьте свой комментарий к этой странице: | ||||||||