| ||||||||
КЛАССИК - КЛАССИЦИЗМКЛАССИЦИЗМ, течение в лит-ре и иск-ве европ. стран 17—1-й пол. 19 вв., представители к-рого обращались для выражения современного обществ, содержания к формам и образцам иск-ва Древней Греции и 87 ной жизни, в канонизации жанров, форм и приёмов творчества. К. впервые сложился во Франции в 17 в., где выражал прогрессивные идеи борьбы с феод, раздроблённостью за создание и укрепление Классицизм: 1. К. П е р р о. Восточный фасад Лувра в Париже. 1667—74. Франция. 2. Ж. А. Г а 0 р и е л ь. Малый Трианон в Версале. 60-е гг. 18 в. Франция. 3. М. И. Козлове к и й. Памятник А. В. Суворову в Ленинграде. 1800—01. 4. В. И. Баженов. Модель Кремлёвского дворца в Москве (фрагмент). Нач. 70-х гг. 18 в. 5. И. П. М а р т о с. Памятник Минину и Пожарскому в Москве. 1804—18. 6. М. Ф. Казаков. Первая Градская (б. Голицынская) больница в Москве. 1796—1801 (открыта в 1802). 7. К. И. Р о с с и. Арка Главного штаба в Ленинграде. 1819—29. Скульптура арки работы С. С. Пнменова и В. И. Дсмут- Малиновского. ложенные В. И. Лениным в его книге «Шаг вперед, два шага назад» (1904). Отстаивая ленинские положения, И. В. Сталин писал: «Единство программных, тактических и организационных взглядов является той почвой, на которой строится наша партия. Лишь единство этих взглядов может объединить членов партии в одну централизованную партию». КЛАССИК, общепризнанный великий писатель, учёный, композитор ит. д., творчество к-рого составляет славу и гордость народа. Напр., А. С. Пушкин, М. И. Глинка, И. П..Павлов и др. КЛАССИК (устар.), лицо, получившее классич. образование, в основу к-рого положено изучение др.-греч. и лат. языков и лит-ры; специалист в области др.-греч. и лат. филологии. КЛАССИФИКАТОР, аппарат, в к-ром производится классификация измельчённой руды, угля или другого порошкообразного полезного ископаемого при обогащении. КЛАССИФИКАЦИЯ, распределение предметов по группам (классам) по обнаруженным сходствам и различиям. Искусств. К. объединяет предметы по внешним, случайным признакам (напр., система Линнея в ботанике). Естеств. К. группирует явления на основе их обт^ек-тивной внутр. связи и общих законов развития (классич. образец — К. химпч. элементов в пориодич. системе Д. И. Менделеева). К. наук дана Ф. Энгельсом в труде «Диалектика природы». В основу её положено развитие форм движения материи, изучаемых в различных отраслях знания (от наиболее общих и простых к высшим и более сложным формам движения). КЛАССИФИКАЦИЯ, в зоологии и ботанике, см. Систематика. КЛАССИФИКАЦИЯ, В обогащении полезных ископав м ы х — процесс разделения (на классы) частиц различной крупности, формы и удельного веса путём осаждения в воде или воздухе. Крупные, тяжёлые, округлые частицы скорее осаждаются, чем более мелкие, лёгкие и угловатые. КЛАССИФИКАЦИЯ КНИГ, в библиотеках распределение книг по отделам, подотделам и другим более мелким подразделениям. КЛАССИФИКАЦИЯ ЯЗЫКОВ, распределение языков по группам и семьям па основании существенно важных признаков с целыо облегчения их обзора и изучения как теоретического, так и практического. Основные К. я.: генеалогическая — по общности происхождения, и типологическая — по типам грамматич. строя. Рима. В 17 в. во Франции, а в 18— 1-й пол. 19 вв. в ряде европ. стран К.был господствующим стилем. Прогрессивные тенденции К. выразились в пропаганде идей укрепления национального гос-ва, в обращении к темам большого обществ, значения, в провозглашении гражд. идеалов подчинения интересов личности интересам общества. Рассматривая гражданственное иск-во античности как идеальный образец, представители К. часто изображали сов р. людей в облике героев античного мира. Художеств. образы К. отличались ра-ционалистич. чёткостью и ясностью, строгой уравновешенностью композиции и пластической завершённостью рисунка. Ограниченность К. заключалась в тяготении к отвлечённой идеализации, к отрыву от реальных образов современности и народ- централизованного гос-ва. Но развивавшийся в условиях абсолютистской монархии К. этого времени в основном Подчинял содержание иск-ва интересам дворянства, что наложило на него печать сословной ограниченности. Теоретики К. этого периода (Н. Буало и др.) Создали эстетику, к-рая, выдвигая принцип «облагороженной природы», требовала искусственного разделения жанров (на «высокие»: трагедия, ода, в живописи — историч. картина и пр., и «низкие»: комедия, сатира, бытовой жанр и пр.), очищения стиля, рационалистич. типизации характеров, введения дли драмы закона трёх единств (времени, места и действия) и т. д. Крупнейшие деятели иск-ва этого времени (в лит-ре — П. Кор-нель, Ж. Расин и особенно Ж. Б. Мольер, в живописи — Н. Пуссен, Добавьте свой комментарий к этой странице: | ||||||||