| ||||||||
в архитектуре—К. Перро, в музыке—Ж. Б. Люлли, в сценич. иск-ве— Г. Мондори, М. Барон и др.), следуя прогрессивным тенденциям К., выходили за рамки его рационалистич. сословпо-ограпиченной эстетики, создавая произведения большой обществ. значимости. При этом в К. получали развитие реалистич. тенденции. Новый этап развития К. (в лит-ре — Ф. Вольтер, в театре — актёры А. Лекеи, И. Клерон, М. Дю-мениль, балетмейстер Ж. Новер, в онере — К. В. Глюк, в архитектуре— Ж. А. Габриель и Ж. Ж. Суфло и др.) связан с французским бурж. просветительством 18 в. Сохранив ориентацию на античность, К. выдвинул на первый план идеи свободолюбия, борьбы против деспотизма и клерикализма. «В классически строгих преданиях Римской республики гладиаторы буржуазного общества нашли идеалы и художественные формы, иллюзии, необходимые им для того, чтобы скрыть от самих себя буржуазно-ограниченное содержание своей борьбы, чтобы удержать свое воодушевление на высоте великой исторической трагедии» (К.Марк с). В период борьбы франц. буржуазии за власть (конец 18 в.) К. выразил идеи бурж. демократии. Героич. республиканский К. нашёл яркое выражение в творчестве выдающихся художников этого времени (в живописи— Ж. Л. Давид, в драме — М. Ж. Шенье, в театре — Ф. Ж. Тальма, в опере — Л. Керубини, Э. Мегюль и др.). В Англии 17—18 вв. К. наиболее ярко представлен писателями Дж. Драйденом и А. Попом, в Италии 18 в. — В. Альфьори, создателем тираноборческих республиканских трагедий, в Испании — А. Морото. В нач. 19 в. К. в зап.-европ. странах теряет прогрессивное значение и переходит (сохраняя нек-рые внешние признаки) в помпезное, внутренне опустошённое искусство ампир, особенно характерное для Франции периода наполеоновской империи. Глубоко своеобразен К. в России 18—1-й четверти 19 вв. В своих произведениях представители русского К. развивали лучшие черты этого стиля, во многом преодолев его ограниченность; они насыщали свои произведения патриотич. и просветительскими идеями. Представители русского К. в лит-ре — А. Д. Канте-. мир, В. К. Тредьяковскир, М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков и др. Лит. деятельность Ломоносова, проникнутая сознанием растущей национальной мощи России, далеко выходила за рамки К. В период углубления обществ, противоречий, роста крестьянских восстаний (Е. И. Пугачё ва и др.) усилилось обличительно-тираноборческое направление русского К. (II. II. Николев, Я. Б. Княжнин). Традиции этой лит-ры были использованы в нач. 19 в. В. А. Озеровым и писателями-декабристами (К. Ф. Рылеев, В. К. Кюхельбекер, П. А. Катенин и др.). В театре крупнейшими актёрами К. были Ф. Г. Волков, И. А..Дмитревский; черты К. в нач. 19 в. сохранили Е. С. Семёнова, А. С. Яковлев и др. Скульпторы и живописцы русского К. создали образы, полные патриотич. пафоса (М.Й. Козловский, И. П. Мартос, А. П. Лосенко и др.). Великие русские зодчие — В. И. Бажоиов, М. Ф. Казаков, А. Н. Воронихип, А. Д. Захаров, К. И. Росси, развивавшие лучшие стороны К. и древней традиции русского зодчества, создали глубоко реалистические и народные произведения, являющиеся образцами русской архитектурной классики. Развитие принципов реализма и народности в русской лит-ре конца 18—1-й четверти 19 вв. сопровождалось критикой эстетики К., как ограничивающей возможности конкретного отображения противоречий русской действительности. Против омертвевших канонов К. выступали А. С. Пушкин и В. Г. Белинский. В изобразит, иск-ве России К. выродился к сер. 19 в. в официальное реакц. направление, против к-рого боролись реалисты. КЛАССИЧЕСКАЯ БУРЖУАЗНАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ, научное направление в развитии бурж. политич. экономии, пытавшееся исследовать внутр. законы капиталистич. способа произ.-ва; возникло в период, когда развитие капитализма шло в целом по восходящей линии и борьба пролетариата против буржуазии находилась еще в зачаточном состоянии. Основоположники К. б. п. э.—| В. Петти в Англии и П. Буагильбер во Франции. Высшего развития К. б. п. э. достигла в работах А. Смита иЦ,.Рикардо. Историч. заслуга К. б. п. э. состоит в том, что она положила начало теории трудо вой стоимости и пыталась объяснить внутр. связь экономия, отношений капиталистич. об-ва. Однако представители К. б. п. э., доказывая преимущество капитализма перед феодализмом, рассматривали экономич. законы первого как якобы естеств. и вечные, а сам бурж. строй — как единственно соответствующий человеческой природе. Опи не могли дать действительно научного объяснения законов движения капиталистич. общества, не видели его проходящего характера. С утверждением политич. господства буржуазии и развитием классовой борьбы пролетариата научная бурж. политэкономия стала вырождаться в преднамеренную, со-знат. защиту капитализма. На смену К. б. п. э. пришла вульгарная политическая экономия. К. Маркс вскрыл бурж. ограниченность К. б. п. э. и подверг её глубокой критике. Открыв законы обществ, развития, экономия, законы и непримиримые противоречия капитализма, основоположники марксизма создали под- -линную экономич. науку. К. Маркс критически переработал наследство. К. б. п. э. и совершил переворот в политич. экономии, научно обосновав неизбежность гибели капитализма и революционного перехода к социализму. КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА УГОЛОВНОГО ПРАВА, направление в бурж. науке уголовного права, воз- ' никшее в сер. 18 в. К. ш. у. п. отличается сугубым формализмом, рабским преклонением перед буквой бурж. закона, пренебрежением к выявлению социальной природы преступлений и наказаний. Преступление для представителей этой школы—? лишь нарушение уголовного закона, а наказание Щ юридич. последствие преступления. Основы К. ш. у. п. изложены в книге итал. юриста Ч. Беккариа «О преступлении и наказании» (1764). Ла КЛАССЙЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система среднего общего образования с изучением в качестве славнейших учебных предметов древних языков — греческого и латинского; возникло в эпоху Возрождения. К. о, существовало в дореволюц. России (гимназии) и существует сейчас в нек-рых капиталистам, странах. В СССР К. о. ввиду его схоластич. содержания и оторванности от жизни было ликвидировано после Великой Октябрьской социалистической революции. КЛАССНАЯ; ДАМА, в женских гимназиях и прогимназиях дореволюц. России воспитательница, осуществлявшая контроль за учебной работой и поведением учениц. КЛАССНАЯ СИСТЕМА, организация учебно-воспитательной работы в школе с классом постоянного состава учащихся. КЛАССНЫЙ НАСТАВНИК, в мужских гимназиях и реальных училищах дореволюц. России лицо из педагогич. персонала, на к-рое возлагался надзор ва успехами и поведением учеников. КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ, в СССР учитель в семилетней или средней школе, на к-рого возложена обязанность по организации учащихся класса в дружный, цело-устремлённый, работоспособный учет иический коллектив. классовая борьба, выражение коренной противоположности и Добавьте свой комментарий к этой странице: | ||||||||