| ||||||||
440 музей революции—музыкальные инструменты памятников иск-ва Древнего Востока, античного и западноевропейского. Оси. в 1912 как музей слепков. За годы Советской власти созданы картинная галлерея и гравюрный кабинет (зарубежная, русская графика и одно из лучших в СССР собраний советской графики). В музее был организован ряд выставок. МУЗЕЙ РЕВОЛЮЦИИ (Государственный Музей Революции СССР) в Москве, крупнейшее собрание историко- Зданпе Музея Революции СССР. революционных памятников, отражающих основные этапы революционной борьбы рабочего класса и крестьянства России (с 90-х гг. 19 в.) под руководством Коммунистической партии, подготовку, проведение и победу Великой .Октябрьской социалистической революции и победоносное Социалистическое строительство в СССР. Основан по постановлению Президиума ЦИК СССР 9 мая 1924. МУЗТАГ-АТА, горный массив в Кашгарском хр. (зап. часть провинции Синьцзян в Китае). Высота 7546 м. Покрыта вечными снегами и ледниками. МУЗЫ, в греч. мифологии боги-пи, покровительницы разного рода искусств и наук: Клио — истории, Евтерпа — лирич. поэзии и музыки, Талия—комедии, Мельпомена — трагедии, Терпсихора — танцев, Эрато— любовной поэзии, Полигидшия — гимнов, Урания — астрономии, Каллиопа — эпоса. Предводителем и покровителем М. считался Аполлон. МУЗЫКА, искусство, отражающее действительность в звуковых художественных образах; одна из форм общественной идеологии (см. Искусство). Обладая мощной силой непосредственного эмоционального воздействия, М. на протяжении всей истории человечества играла и играет огромую социальную и культурно-воспитательную роль. Историческое развитие М. подчинено общим законам социального развития. Передовые композиторы связаны с прогрессивными обществ, движениями, с жизнью, интересами и стремлениями своего народа. У каждого Народа М. отличается своеобразными нац. чертами. НароДиая М., совершенствуемая творческими усилиями многих поколений людей, достигает высокой степени художественной зрелости. На основе богатств народной М. развивается профессиональная М., творчество великих композиторов-классиков. Отрыв М. от передовых идей своей эпохи, нац. культуры, народных корней иск-ва ведёт её к упадку и вырождению, что отчётливо сказалось в совр. формалистич. бурж. музыке Зап. Европы и Америки. Советское муз. иск-во — самое передовое муз. иск-во в мире — развивается на основе социалистического реализма. Идейно-эмоциональное содержание М. передаётся в звуковых художественных образах (муз. образах), воплощаемых в муз. звуках (см. Звук музыкальный). Основа М. — мелодия. К числу важнейших средств муз.выражения относятся:лад, ритм, метр, гармония, инструментовка. М. фиксируется нотной записью и воспринимается в процессе музыкального исполнения. По способу исполнения М. делится на 2 основные отрасли: инструментальную (см. Музыкальные инструменты) и вокальную (см. Пение). М. бывает одноголосной (монодия) и многоголосной (полифония, гомофония). Ома различается также по родам (опера, симфонич. М., камерная М. и др.) и жанрам (народная муз. драма, комич. опера, песня, танец, марш, соната, симфонич. поэма и др.). Существуют определённые типы структур муз. произведений (см. Музыкальная форма). Инструментальная М., написанная на определённый сюжет, наз. программной музыкой. В вокальной М. пение часто сопровождается игрой на муз. инструментах (аккомпанемент). М. нередко соединена с поэзией (вокальная М.), танцем, театром (опера, балет, М. в драматич. спектаклях) и киноискусством. МУЗЫКАЛЬНАЯ АКУСТИКА, раздел акустики, изучающий муз. звуки и музыкальные инструменты. МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРАМА, 1) разновидность оперы. Различные типы М. д. созданы Р. Вагнером (тетралогия «Кольцо Нибелунга» и др.), М. П. Мусоргским (нар. М. д. «Хованщина») и др. 2) Драматическое произведение, в котором существенно важное место занимает музыка (вокальная и инструментальная), определяющая в значительной мере и драматургическую структуру произведения. МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМЕДИЯ, термин,. применяющийся к оперетте и др. видам муз.-сценич. произведений комедийного характера. Нек-рые театры оперетты в СССР носят название театров М. к. МУЗЫКАЛЬНАЯ СИСТЕМА (з в у-к о в а я система), организация муз. звуков по высоте (частоте). Определяется количеством звуков в пределах того или иного диапазона (не превышающего октаву) и интервальным соотношением их. Существуют М. с. из 3, 4, 5, 7 и т. д. звуков. Общепринятая современная М. с.— 12-звуковая (12 полутонов в октаве). МУЗЫКАЛЬНАЯфбРМА, структура (композиционное строение, композиция) муз. произведения. Понятие «М. ф.» в его спец. муз.-теоретич. значении отличается от более широкой муз.-эстетич. категории формы как совокупности всех средств, воплощающих идейно-эмоциональное содержание муз. произведения. Элементами М. ф. являются: мотив, фраза, предложение, период. Существуют формы: куплетная, 2-частная, 3-частная, сонатная, вариации, рондо, фуга и др. Распространены также формы циклические (соната, сюита), смешанные (напр., рондо^сона-та) и свободные (во многих прелюдиях, фантазиях и т. п.). Различные М. ф. применяются в отдельных номерах оперы, оратории, балета ит. п. В каждом произведении типовые черты М. ф. сочетаются с индивидуально-своеобразными. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНЕНПЕ, воспроизведение музыки голосом или при помощи муз. инструментов. М. и.— творческий процесс, в к-ром исполнитель раскрывает идею, замысел композитора и даёт своё художеств. истолкование музыкальным образам произведения. На стиль М. и. влияют общественная идеология и эстетические взгляды данной эпохи, социальной среды. М. и. бывает сольным и групповым (ансамбль, хор, оркестр). Исполнением большого коллектива руководит дирижёр, хормейстер. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ, инструменты, предназначенные для извлечения муз. звуков, а также ритмич. шумов. М. к. делятся на группы в зависимости от звучащего тела и на подгруппы — по способу извлечения звука. К группе струнных М. и. относятся: смычковые (скрипка, виолончель, кяманча и др.) — звук извлекается проведением смычка по струнам; щипковые (арфа, гусли, гитара, балалайка, тар и др.) — струны ущемляют пальцами или пластинкой (медиатром, плектром); клавишно-ударные(рояль, пианино и др.) — звук извлекают путём удара по струнам молоточками, приводимыми в действие передаточным от клавиш механизмом. К группе духовых М. и. относятся: медные (труба, валторна, карнай и т. п.), деревянные (флейта, кларнет, зурна и т. п.) и клавппшо-педальные I (орган); в духовых М. и. звук возни- Добавьте свой комментарий к этой странице: | ||||||||