| ||||||||
певцов 619 борьбы — выявление на гренажных з-дах и пунктах бабочек, больных П., и уничтожение их вместе с отложенной ими греной, истребление больных гусениц, дезинфекция помещений и др. ПЕВЦОВ, Илларион Николаевич (1879—1934), советский актёр, нар. артист РСФСР. На сцене с 1902. В 1915—25 играл в театрах Москвы (театр Незлобипа, 1-я студия Моск. художеств, театра). С 1925 ■— в Ленинградском академия, театре драмы (ныне имени А. С. Пушкина). Игра П. отличалась глубиной мысли, мастерством психологич. характеристики персонажа. В числе лучших ролей П.— Бородин («Страх» А. Н. Афиногенова), полковник Бороздин (кинофильм «Чапаев»). ПЕВЦОВ, Михаил Васильевич (1843—1902), русский исследователь Центр. Азии. В 1876—90 совершил 3 экспедиции по Джунгарии, Монголии, КашгариииКуэнь-Луню. Собрал ценный географич. материал. Разработал способ определения географич. широты по наблюдению 2 звезд на равных высотах. ПЕГАС, в греч. мифологии крылатый-конь, возникший из крови гор-гоны Медузы, обезглавленной героем Персеем. Г1о позднейшим сказаниям, под ударом копыта П. возник ручей муз (источник Гипокрена), вода к-рого вдохновляла поэтов. Образ П. вошёл в лит-ру как символ поэ-тич. вдохновения. Отсюда выражение «оседлать П.». ПЕГАС, созвездие сев. неба, лучше всего видно летом и осенью. ПЕГМАТИТ (письменный гранит), крупнозернистая изверженная горная порода, состоящая преим. из закономерно сросшихся крупных кристаллов кварца и полевого шпата. Применяется в стекольном деле и керамич. пром-сти. К П. приурочены месторождения редких металлов. ПЕГ О В, Николай Михайлович (р. 1905), партийный и советский деятель. Член КПСС с 1930. Трудовую деятельность начал рабочим в 1919. До 1938 работал на ф-ке «Красная роза» (г. Москва), был зам. директора ф-ки имени А.М. Горького (г. Москва), директором ф-ки имени В. В. Куйбышева (г. Маргелан Узб. ССР), учился в Промакадемии имени В. М. Молотова. С 1938 работал на Дальнем Восто.ке секретарём Дальневосточного крайкома партии, затем первым секретарём Приморского крайкома партии. С1947—на руководящей работе в аппарате ЦК партии. С XVIII съезда партии — член ЦК. С окт. 1952 до марта 1953 —секретарь ЦК КПСС, с марта 1953—секретарь Президиума Верховного Совета СССР. Награждён орденом Ленина и др. орденами и медалями. ПЕДАГОГ, лицо, ведущее преподавательскую или воспитат. работу,— школьный учитель, воспитатель дошкольного учреждения или детского дома, преподаватель техникума или высшей школы. ПЕДАГОГИКА, наука о воспитании, образовании и обучении подрастающих поколений в соответствии с целями и задачами, выдвигаемыми конкретно-историч. условиями жизни людей. Начало развития П. относится к древним векам. Зародилась П. в виде правил и наставлений для взрослых по уходу за детьми и наблюдению за их поведением. Педагогия, системы, положившие начало развитию П. как науки, появились в Древней Греции (5—4 вв. до н. э.). П. на протяжении всей истории классового общества служила целям и интересам эксплуататоров. Она базировалась на идеа-листич. философских основах и поэтому никогда не представляла собой системы подлинно научных знаний. Только открытие К. Марксом и Ф. Энгельсом объективных законов развития человеческого общества и дальнейшее развитие этого учения В. И. Лениным и И. В. Сталиным позволили обосновать и поднять П. на ступень действит. науки. Советская П., коренным образом отличаясь от бурж. П., является качественно новой, высшей ступенью педагогич. науки, базирующейся на прочном фундаменте марксистско-ленинской теории. Она призвана разрешать задачи подготовки и формирования нового человека — члена советского общества, вскрывать закономерности педагогич. процесса, разрабатывать формы, содержание и методы коммунистического воспитания детей. Буржуазная П. эпохи империализма служит силам реакции, за-хватнич. целям и замыслам империалистов. ПЕДАГОГИКА ПАРАЛЛЕЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ, воспитат. воздействие педагога на воспитуемого через коллектив, членом к-рого он является. Идея П. п. д. выдвинута и разработана А. С. Макаренко. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА, составная часть проф. подготовки педагогич. кадров. Проводится обычно в базовых школах, и др. детских учреждениях и является обязательной для студентов педагогических вузов и учащихся педагогических училищ. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛО-ГИЯ, отрасль психологии, изучающая развитие психики ребёнка в процессе воспитания и обучения. ПЕДАГОГИ ЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ, высшие педагогич. учебные заведения. В СССР имеют 4-годичный (заочные—5-годичный) курс; подготовляют учителей для ср. школы. ПЕДАГОГИ ЧЕ СКИЕ КЛАССЫ, старшие (8-е) классы в женских гимназиях дореволюц. России; 11-е классы в нек-рых женских ср. школах СССР, подготовляющие учительниц для нач. школ. «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ», ежегодные конференции, организуемые Академией педагогич. наук РСФСР с целью обмена опытом учеб-но-воспитат. работы и привлечения к научной разработке вопросов воспитания и обучепия передовых учителей, работников просвещения и родителей учащихся. Проводятся также и в др. союзных и автономных республиках, в краях и областях. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ, со-вещат. орган при директоре или заведующем школы, училища, техникума, дет. дома, интерната, дет. сада для рассмотрения вопросов учебно-воспитат. характера. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ, среднее педагогич. учебное заведение, готовящее учителей для нач. общеобразоват. школы, а в СССР также воспитательниц детских садов, преподавателей физич. культуры и старших пионерских вожатых. В советские П. у. принимаются лица, окончившие 7-летнюю школу. ПЕДАЛЬ, ножной рычажный механизм в машинах,устройствах и сооружениях. П. имеет 2 осн. назначения: педальное управление (напр., П. акселератора автомобиля) и ножной привод (напр., в ножной- швейной машине). ПЕДАЛЬ, в муз. инструментах деталь рычажного устройства, управляемая ногой; служит для изменения громкости и длительности звучания (рояль, пианино), высоты звука (арфа), для нагнетания воздуха (фисгармония, пианола) и др. целей; в органе П. называется ножная клавиатура. ПЕДАНТ (итал.), 1) формалист, буквоед в пауке. 2) Мелочно аккуратный человек, соблюдающий лишь внешний, формальпый порядок. ПЕДЕРАСТИЯ (м у ж е л о ж с т-в о), половое извращение. Добавьте свой комментарий к этой странице: | ||||||||