Энциклопедический словарь 1953г.

  [ Оглавление ]     [ Особые страницы ]     [ О сайте и словаре ]     [ Статистика ]     [ Отзывы ]  

Том: 3

Пуццолановый портланд-цемент
Пуццоланы
Пучеж
Пучина
Пучкожаберные
Пуччини
Пушбол
Пушица
Пушка
Пушка-гаубица
Пушкарский приказ
Пушкин Александр Сергеевич

Стр: 46

ПредыдущаяСледующая
Энциклопедический словарь 1953. Стр. 46 - Пуццолановый портланд-цемент - Пушкин Александр Сергеевич

46

ПУЦЦОЛАНОВЫЙ ПОРТЛАНД-ЦЕМЕНТ — ПУШКИН

хлопчатника, после отделения от них волокна, пуха хлопкового. Основной орган П. — вал с насаженными на него круглыми пилами с мелкими зубьями, захватывающими пух и отрывающими его от семян, к-рые не могут пройти в зазоры между пилами и стоящими в промежутках между ними пластинками — колосниками. „ _

ПУТВДОЛАНОВЫЯ ПОРТЛАНДЦЕМЕНТ, силикатный цемент с активными минеральными добавками.

ПУЦЦОЛАНЫ, устар. название гидравлпч. добавок; рыхлые продукты вулканич. извержений (вул-каннч. пепел, пемза, туфолавы, трассы и пр.), а также искусств, материалы (нек-рые кислые золы от сжигания минерального топлива и пр.), приобретающие способность после тонкого измельчения и добавления к ним извести твердеть в воде. Применяются для изготовления пуццола-нового и известкового цементов.

ПУЧЕЖ, город, р. ц. Ивановской обл. РСФСР, пристань на Волге, в 109 км от ж.-д. станции Кинсшма. Льнопрядильная ф-ка, 2 льнообр. з-да, предприятия пищ. и лесной пром-сти. Строчевыпмвальная артель.

ПУЧИНА, 1) глубь моря. 2) Глубокая топь.

ПУЧКОЖАВЕРНЫЕ, отряд костистых рыб. Распространены гл. обр. в умеренных и тёплых водах. Обитают преим. в морях. В СССР — морские иглы.

ПУЧЧЙНИ, Джакомо (1858—1924), итал. композитор, виднейший представитель веривма. Его оперы «Богема» (пост. 1896), «ТОска» (пост. 1900), «Мадам Баттерфляй», или «Чио-Чио-Сан» (пост. 1904), и др. отличаются эмоциональной музыкой и яркой театральностью.

ПУШБОЛ, командная спортивная игра с большим мячом (диаметр 180 см). Цель игры — прогнать мяч через ворота противника.

ПУШИЦА, род многолетних растений сем. осоковых. Распространены в Сев. полушарии. В СССР — 14 видов, растущих гл. обр. на болотах. Прицветные чешуйки при плодах П. образуют т. н. пуховку.

пушка, арт. орудие, обладающее настильной траекторией и предна-

76-дш пушка.

значенное гл. обр. для прицельной настильной стрельбы по открытым,

вертикальным целям, а также по целям, расположенным на больших расстояниях. Дл. ствола П. 30—60 и более калибров. Нач. скорость больше, чем у гаубиц и мортир. Дальность стрельбы мощных П. доходит до 40 км и более. Для поражения самолётов и танков имеются специальные зенитные и противотанковые П.

П^ШКА-ГАУБИЦА (гаубица-пушка), арт. орудие, совмещающее свойства пушки и гаубицы (может вести настильную и навесную стрельбу). Обычно П.-г. имеет большой угол возвышения (до 65°) и неск. переменных зарядов.

ПУШКАРСКИЙ ПРИКАЗ, один из органов центр, воен. управления в Русском гос-ве; впервые упоминается в 1581. П. п. заведовал пушечными дворами, пороховыми заводами, материальной частью и личным составом артиллерии, постройкой крепостей и т. п. В 1700 П. п. был переименован в Артиллерийский приказ.

ПУШКИН, Александр Сергеевич [26 мая (6 июня) 1799—29 янв. (10 февр.) 1837], великий русский поэт, родоначальпик новой русской литературы, утвердивший пормы русского лит. языка. Род. в Москве. В 1817 окончил Царскосельский лицей. Ужо в лицейские годы П. стал сторонником идей политической свободы^ Продолжая традиции А. Н. Радищева, он написал оду «Вольность» (1817), проникнутую ненавистью к самодержавию. Идеи революц. патриотизма и вольнолюбивые мотивы* звучат в стих. «К Чаадаеву» (1818), «Деревня» (1819) и др. За политич. стихи, расходившиеся по стране в многочисл. списках, П. был выслан из Петербурга (1820). Перед отъездом на юг он закончил поэму «Руслаи и Людмила» (изд. 1820). В изгнании были созданы ромаптич. поэмы «Кавказский пленник» (1820—21, изд. 1822), «Братья разбойники» (1821—22, изд. 1827), «Бахчисарайский фонтан» (1821—23, изд. 1824); начата поэма «Цыганы» (1824—25, изд. 1827). Романтич. поэмы проникнуты критич. отношением к существующему строю, в них воспета свобода личности. В 1824 Г1. был выслан из Одессы в именно отца — с. Михайловское Псковской губ. Здесь написаиы первая в русской лит-ре подлинно народная реалнетпч. трагедия «Борис Годунов» (1824—25, изд. 1830) и часть романа в стихах «Евгений Онегин» (1823—31, изд. 1825—32), к-рый, по выражению

В. Г. Белипского, явился «энциклопедией русской жизни». «Евгений Онегин» положил начало русскому обществ.-психология, роману. Богатство идейного содержания сочетается в нём с простотой, изяществом и лёгкостью стиха. После разгрома восстания декабристов над П., тесно связанным с этим движением, нависла угроза новой ссылки. Стремясь использовать в интересах самодержавия влияние поэта в стране, Николай I разыграл комедию его прощения. Однако в годы начавшейся политич. реакции II. попреж-нему был в оппозиции к самодержавию и полон горячей симпатии к погибшим и сосланным декабристам («Во глубине сибирских руд...», 1827, «Арион», 1827, и др.). С конца 20-х гг. П. уделяет особенно много внимания историч. тематике, гениально раскрывая значение деятельности Петра I в поэмах «Полтава» (1828, изд. 1829) и «Медный всадник» (1833, изд. 1837), правдиво изображая восстание под руководством Ь. II. Пугачёва в «Капитанской дочке» (изд. 1836). В «Повестях покойного Ивана Петровича Белкина» (1830, изд. 1831), особенно в «Станционном смотрителе», П. рисует образ мелкого чиновника, показывает жизнь простого человека. В «Истории села 1орюхнна» (1830, изд. 183/) он даёт сатирич. изображение крепости п честна. Изображению протеста против помещичьего произвола посвящена повесть «Дубровский» (1832—33). Необычайно многогранная лирика П. проникнута идеями гумапнзма и пафосом жнзне-утверждепня. Замечательные пушкинские сказки («Сказка о попе и работнике его Балде», 1830, «Сказка о золотом петушке», 1834, изд. 1835, и др.), созданные па материале устного народного творчества, являются острой сатирой иа господствующие классы самодержа вио-кре-постнич. России. П. и аписа л большую историч. работу «История Пугачевского бупта» (1833—34, изд. 2 чч., 1834), ряд публнцистич. и лит.-кри-тич. статей. С 1836 он иачал издавать журн. «Современник».

Царское пр-во и придворная знать ненавидели П. С помощью низких интриг они создали коифлпкт II. с гвардейским офицером Дантесом — бежавшим в Россию франц. монархистом. Конфликт закончился дуэлью. П. был смертельно ранеи и через неск. дней скончался.

П. — народный русский поэт, один из величайших гепиев мировой лит-ры. «Он у нас — начало всех начал», — писал М. Горький. Творчество П. оказало громадное влия-пие на развитие русской реалистнч. лит-ры, лнт-ры всех братских народов СССР, а ташке зарубежных страи.

Добавьте свой комментарий к этой странице:

Имя: E-mail: 5 x 5 =