| ||||||||
фресками и мозаикой монументальные храмы Киева (Софийский собор), Новгорода и других городов, стройные и изящные постройки Влади-мнро-Суздальского княжества, а также иконы, миниатюры, прикладное искусство. В 10 в. возникает и развивается профессиональная музы-1 кальная культура. Вместе с христианством появляется новая, культовая музыка. К 11 в. относятся первые образцы нотной письменности. Нового расцвета архитектура и искусство достигают в 14—15 вв., гл. обр. в Новгороде, а также в др. городах, с конца 14 в. — в Москве. Глубокой человечностью проникнуты произведения живописцев Андрея Рублёва, Дионисия. В конце 15— нач. 16 вв. в Московском Кремле были возведены новые стены и башни, сооружены Успенский, Благовещенский, Архангельский соборы, Грановитая палата. В 16 в. были созданы замечательные произведения архитектуры — шатровая церковь Вознесения в Коломенском, уникальный храм Василия Блаженного в Москве и мн. др. Литература 15— 16 вв. пропагандировала идеи возвышения Москвы. К сер. 16 в. относится начало книгопечатания в Москве; первая датированная книга была напечатана в 1564 Иваном Фёдоровым. Во 2-й половине 16 в. и в 17 в. стали развиваться естественно-научные знания. Выдающиеся география, открытия были сделаны русскими землепроходцами, собравшими большой естественно-научный материал со значительной части азиатской терр. России. Эти открытия оказали большое влияние на дальнейшее развитие географии, картографии и других областей знания. Федот Алексеев, Попов и Семён Дежнёв открыли пролив между Азией и Америкой (Берингов пролив), Курбат Иванов достиг оз. Байкал, Василий Поярков и Ерофей Хабаров совершили свои знаменитые походы на р. Амур. К концу 17 в. относятся походы Владимира Атласова на Камчатку. Значительного развития достигло литейное дело, замечательным памятником к-рого является «Царь-пушка», отлитая в 1586 А. Чоховым. В литературе 17 в. выделяются бытовые повести, политич. и антиклерикальная сатира. Древнерусская лит-ра (11—17 вв.) по своей направленности была публицистична и злободневна, участвовала в идейно-политич. борьбе. В 17 в. увеличивается гражданское строительство; в архитектуре усиливаются светский характер, парядность, красочность (церковь в Филях, жилые дома Волкова, Троекурова в Москве п мн. др.). Живопись обогащается жизненными наблюдениями (фрески, иконы т. н. | строгаповской школы, С. Ушакова и др.). На протяжении всей истории получило развитие замечательное деревянное зодчество (церкви в Вар-вуге, в погосте Кижи, собор в Кеми и др.). Церковная музыка в это время усваивает полифонию. Черты нац. стиля проявляются в культовой музыке и жанрах светской вокальной музыки. В 1672 создаётся придворный театр. Большого подъёма достигла русская культура в 18 в. в связи с преобразованиями Петра I. Рост производительных сил страны стимулировал развитие технич., математич., физич., астрономии., биологич., географии. знаний. В 1733—43 на северном побережье Азии работала Великая Северная экспедиция, к-рая по размерам охваченных территорий и результатам не имела прецедента в истории географпч. исследований. В 18 в. усиленно велась разведка полезных ископаемых/Высокого уровня достигли гидротехнич. строитель-1 ство (Вышневолоцкая водная система, гидросиловые установки К. Д. Фролова), литейное дело («Царь-колокол», отлит Маториными в 1734—35) и др. К 1-й четверти 18 в. относится изобретение А. К. Нартовым механич. супорта. В 1763 И. И. Ползунов предложил свой проект универсальной паровой машины. Основным- центром русской науки была Петербургская академия наук, созданная еще в 1724. В ней работали гениальный русский учёный, мыслитель и поэт М. В. Ломоносов, С. П. Крашенинников, а также ряд выдающихся иностранных учёных, длительно живших в России, —■ Л. Эйлер, Д. Бериулли и др. В мастерской академии долгое время работал замечательный механик И. П. Кулибип. С первых же дней своего существования'академия развернула исключительно обширную для своего времени издательскую работу. В 18 и начале 19 вв. прогрессивные методы научного исследования, характерные для ломоносовского материалистич. естествознания, развивали астроном С. Я. Румовский, математик С. К. Котельников, первый русский электротехник В. В. Петров, естествоиспытатели и географы И. И. Лепёхин, Н. Я. Озерецковский, минералог и химик В. М. Севергин и др. Передовая русская философская мысль в это время была представлена М. В. Ломоносовым, к-рый явился основоположником материалистич. философии и научного естествознания в России. Вслед за Ломоносовым во 2-й половине 18 в. в России выступили его ученики и последователи — Н. Н. Поповский, Д. С. Аничков, С. Е. Десницкий, Я. П. Козельский, 11. И. Новиков и другие про-1 светители. Дальнейшее развитие русской материалистич. философии связано с деятельностью А. Н. Радищева, заложившего основы революционной антикрепостнич. идеологии в России. Философский материализм Радищева, хотя и содержал в себе, элементы диалектики, носил еще, как и материализм Ломоносова, мо-ханистич. характер, что было обусловлено уровнем науки того времени, В 18 в. вводится светское образование. Был принят гражд. шрифт (вместо церковнославянского). Устанавливается новый календарь (по новому летосчислению). Выходят первые газеты и журналы. Одна из наиболее характерных черт литературы 18 в. — патриотич. и гражд. пафос, обусловленный ростом нац. самосознания. Своеобразие русского {классицизма 18 в. — в его воспитательных и просветительских тенденциях (А. Д. Кантемир, А. П. Сумароков, В. К. Тредиаковский и др.). Поэтич. творчество М. В. Ломоносова, имевшее огромное значение и для создания русского лит. языка, было проникнуто идеями патриотизма и просветительства. Крестьянское восстание под руководством Е. Пугачёва, отзвуки бурж. революции конца 18 в. во Франции имели огромное значение в развитии демократич. тенденций русской лит-ры. Появляются сатирич. и бытовые комедии; Д. И. Фонвизин создаёт сатирич. комедию «Недоросль». Получает большое распространение сатирич. журналистика (Н. И.Новиков и др.). Идея борьбы с самодержавием и крепостничеством воплотилась в книге А. Н. Радищева «Путешествие иэ Петербурга в Москву», положившей начало русской революционной лит-ре. Важным этапом на пути развития _ поэзии от классицизма к реализму явилось творчество Г. Р. Державина. В архитектуре и изобразит, иск-ве с нач. 18 в. побеждает светское реа-листич. начало. В развитии архитектуры большую роль играет строительство Петербурга. В сер. 18 в. выдвигаются блестящие мастера архитектуры барокко (В. В. Растрелли, Д. В. Ухтомский и др.). Во 2-й пол. 18 в. развивается архитектура русского классицизма (В. И. Баженов, М. Ф. Казаков, И. Е. Старов и др.). В 18—нач. 19 вв. высокого подъема достигает скульптура (Ф. И. Шубин, М. И. Козловский, ф. ф. Щедрин). В живописи 18 в. ведущая роль принадлежит портрету (И. М. Никитин, Ф. С. Рокотов, Д. Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский) и историч. картине (А. П. Лосенко, Г. И. Угрюмов). Зарождается пейзаж (Сем. Ф. Щедрин, Ф. Я. Алексеев) и крестьянский жанр (М. Шибанов). В нач. 18 в. получают развитие профессиональное муз. иск-во и те Добавьте свой комментарий к этой странице: | ||||||||