| ||||||||
152 САВОЙЯ ВЕРХНЯЯ - САДОВСКИЕ по договору между королём Сардинии и Наполеоном III С. была присоединена к Франции. Во время 2-й мировой войны 1939—45 С. была оккупирована итал. (1942—43), затем герм. (1943—44) фашистами. Против оккупантов в С. развернулось массовое Движение сопротивления нек-рые районы находились под контролем партизан. САВОЙЯ ВЕРХНЯЯ, департамент на Ю.-В. Франции. Площ. 4598 км2. Нас. 288 т. ч. (1951). Адм. ц. — Аннеси. Высокогорный район Альп. Гидроэлектростанции; электрохимия и металлургия, металлообработка, часовое произ-во. Пастбищное скотоводство, лесное х-во. Курорты. САБО НА, город в Италии, порт на побережье Генуэзского зал. 63,6 тыс. жителей (1951). Металлургич., элек-тротехнич., нефтеперераб., керамич. пром-сть. САВОНАРОЛА, Джироламо (1452— 1498), итал. монах-проповедник, ре-лигиозно-политич. реформатор во Флоренции. Проповеди С., направленные против роскоши богачей и пороков католич. церкви, способствовали началу народного восстания 1494, приведшего к установлению во Флоренции республики, во главе к-рой фактически стал С. Однако непоследовательная политика С. не привела к значит, улучшению положения народных масс, вследствие чего он потерял популярность. Этим воспользовались сторонники римского паны и отстранённых от власти правителей Флоренции Медичи, к-рые добились казни С. САВРАСОВ, Алексей Кондратье-вич^ (1830—97), выдающийся русский живописец-пейзажист, один из родоначальников русского национального реалистич. пейзажа, передвижник. Творчество С. отличается большой силой обобщения, поэтичностью отображения отечественной природы. Гл. работы: «Лосиный остров в Сокольниках», «Грачи прилетели», «Просёлок» и др. Крупный педагог. савроматы, см. Сарматы, САВЧЕНКО, Игорь Андреевич (1906—50), советский кинорежиссёр; заслуж. деятель искусств РСФСР. Член КПСС с 1944. В кино с 1933. За создание фильмов «Богдан Хмельницкий» (1941), «Третий удар» (1948), «Тарас Шевченко» (1951) трижды удостоен Сталинской премии. сага, народное эпич. сказание в др.-сканд. и ирланд. лит-рах. С. сложились в дофеодальную эпоху, повествуют о богах и героях (исланд. Эдда, «Сага о Волсунгах» и др.). Большой художественной силой отличаются ирланд. С. о богатыре Куху-лине. «САГА о ВОЛСУНГАХ», древне-исланд. сказание сер. 13 в., связанное с циклом несен Эдды о Сигурде и отражающее быт Скандинавии и верования периода разложения родового строя. САГАИДАЧНЫЙ (К о и а ш е-в и ч), Пётр Кононович (ум. 1622), гетман Украины (приблизительно с 1610, с перерывами). Проводил политику казацкой верхушки, ориентируясь в основном на Польшу, за что неоднократно лишался гетманства; участвовал в походах польских интервентов на Москву в 1613 и 1618. САГИЗ, река в Гурьевской обл. Каз. ССР. Пересыхает, не доходя до Каспийского м. Дл. ок. 460 км. САГИНО, город на севере США, в шт. Мичиган. 93 т. ж. (1950). Добыча угля, соли. Машиностроение, сахароварение. САГО, крупа, получаемая из крахмала саговых пальм, а также из картофельного и кукурузного крахмалов. САГОВНИКИ (цикадовые), порядок голосеменных растений. Похожи на пальмы или древовидные папоротники. Были широко распространены в каменноугольный и юрский периоды. Растут теперь только в тропич. областях. Нек-рые разводятся как декоративные. САГОВЫЕ ПАЛЬМЫ, несколько видов пальм; из сердцевины ствола их добывают крахмал, из к-рого вырабатывают саго. Дико растут на Малайском архипелаге; в культуре разводятся под тропиками. САДБЕРИ, город на Ю. Канады, в пров. Онтарио. 42 т. ж. (1951). Добыча цветных и драгоценных металлов. САДЖА (к о п ы т к а), птица отряда рябков. Дл. тела 40—45 см, вес ок. 250 г. Распространена в пустынях и полупустынях на Ю.-В. Европы, в Ср. и Центр. Азии. Известна своими выселениями за пределы гнездовой области, причины к-рых еще не ясны. Последний большой залёт С. в Европу был в 1908. САДИЗМ, страсть к жестокостям, мучительству (по имени де Сада, франц. писателя конца 18—нач. 19 вв., описавшего этот вид психопатологии). _ СА ДИ МИРАНДА, Франсишку (1495—1558), порту г. писатель, реформатор португ. лит-ры в духе гуманистич. идеалов итал. Возрождения. Автор лирич. произведений, пасторальных драм и стихотворных комедий («Чужеземцы», ок. 1528, изд. 1569). САДКО богатый гость, герои русской былины, бедпый гусляр, разбогатевший при помощи-«водяного царя». Былина о С. ярко рисует быт Новгорода 11—14 вв. САДОВА, деревня в Сев. Чехии, близ г. Кёниггрец. У С. 3 ^ июля 1866, во время австро-прусской войны, произошло решающее сражение, закончившееся поражением австр. армии. В сражении при С. участвовало на стороне Пруссии 220 т. ч., 780 орудий; австр. армия насчитывала 215 т. ч., 770 орудий. По-' тери австрийцев составили 44 т. ч., 187 орудии, прусских войск —-9 т. ч. Поражение австр. армии при С. и продолжавшаяся одновременно война с Италией вскоре вынудили Австро-Венгрию заключить с Пруссией мир. САДОВОДСТВО, см. Плодоводство. САДОВСКИЕ, Семья русских актёров, творчество к-рых было связано с московским Малым театром. 1) П р о в Михайлович (1818— 1872), великий рус- ■ скип актёр. В труппе с 1839. Расцвет творчества С. был связан ■ утверждением на |сцене Малого театра драматургии А. Н. Островского, в пьесах |к-рого он создал замечательные по своему реализму и об- I личнтельной силе образы (Подха-люзин и Большое — «Свои люди — сочтёмся», Дикой— «Гроза», Юсов — «Доходное место», и др). К числу лучших ролей С. относятся также Любим Торцов («Бедность не порок» А. Н. Островского), Подколёсин,Осип («Женитьба», «Ревизор» Н. В. Гоголя), Расшпоев («Свадьба Кречинско-го» А. В. Сухово-Кобылина), Ананий («Горькая судьбина» А. Ф. Писемского). Искусство С. отличалось глубоким гуманизмом, тонкостью психо-логич. анализа, яркостью социальной и бытовой характеристики образа. 2) Михаил Провыч (1847—1910), сын П. М. Садовского, продолжатель его традиций. В числе лучших его ролей: Счастливцев и Карандышев («Лес», «Бесприданница» А. Н. Островского), Хлестаков («Ревизор» Н. В. Гоголя), Фигаро («Севильскии цирюльник» П. Бомарше). 3) Оль га Осиповна (1850—1919), великая русская актриса, жена М. П. Садовского. В Малом театре с 1881. Замечательный мастер сценической речи. Ученица и любимая артистка А. Н. Островского. Создала в его пьесах образы, отличавшиеся глубокой пси- Добавьте свой комментарий к этой странице: | ||||||||