| ||||||||
Угольная пром-сть к началу 1941 давала стране почти в 6 раз больше угля, чем в 1913, а в 1953 угля было добыто в 2 раза больше, чем в 1940. Наряду*с ростом добычи угля в Донбассе возникли такие крупные центры угледобычи, как Кузбасс, Караганда, Подмосковный и Печорский угольные бассейны. Увеличилась угледобыча в Закавказье, Средней Азии, Вост. Сибири и особенно на Дальнем Востоке. Добыча угля открытым способом из угольных ра8-резов возросла к 1953 против 1940 почти в 6 раз. В угольной пром-сти проведена большая работа по механизации трудоёмких операций в шахтах. Уже в 1940 механизация выемки составила 94,8%, доставки — 90,4%, откатки — 58,4%, В итоге выполнения 4-й пятилетки (1946—50) механизация этих процессов, а также погрузки в ж.-д. вагоны была завершена. В послевоенные годы угольная пром-сть получила новейшую технику, в т. ч. угольные комбайны, погрузочные и др. машины, позволяющие осуществить комплексную механизацию. Число врубовых машин увеличилось в 1951 по сравнению с 1940 на 20%, конвейеров — на 140%, электровозов — почти в 4 ра-8а, погрузочных машин для проходки выработок — в 70 раз. В 5-й пятилетке добыча угля должна увеличиться более чем на 40%, а добыча углей для коксования — не менее чем на 50%. Объём перевозки угля электровозной тягой увеличится более чем в 10 раз. Нефтяная пром-сть ранее других отраслей пром-сти подверглась тех-нич. реконструкции. Добыча нефти уже в 1940 достигла 31 млн. т, превысив почти в 4 раза уровень 1913; в 1953 добыча превзошла довоеп. уровень на 70%. Рост добычи нефти происходит как за счёт развития старых р-нов (Баку, Грозный, Майкоп, Эмба и др.), так и 8а счёт новых р-нов (Поволжье, Урал, Ср. Азия, Север, Зап. Украина и Дальний Восток). Особенно быстрыми темпами развивается нефтедобыча в Волго-Уральском нефтяном р-не (Второе Баку). В начале 5-й пятилетки удельный вес вост. р-нов в общей нефтедобыче возрос почти до 50%, вместо 12% в довоенном 1940. Нефтеперерабат. пром-сть сосредоточена в старых р-нах (Баку и Грозный) и в новых, центрах — Сталинграде, Куйбышеве, Ороке, Гурьеве, Хабаровске, Саратове, Уфе, Москве и др. Мощность заводов по переработке нефти в 5-й пятилетке увеличится примерно в 2 раза. Сооружены крупные нефтепроводы; Баку—Батуми, Грозный—Туапсе, Гурьев-—Орск и др. В послевоенные годы большое развитие получило произ-во газа для нужд пром-оти и населения. Построены газопроводы Саратов — Москва, Да-шава—Киев, Кохтла-Ярве—Ленинград. Металлургия. За годы социалистического строительства реконструированы старые заводы и созданы новые крупнейшие в мире металлургия. комбинаты, Осн. центры чёрной металлургии: на . востоке СССР — Магнитогорск, Сталинск, Нижний Тагил, Челябинск; на юге СССР — Макеевка, Сталин о, Запорожье, Днепропетровск, Днепродзержинск, Жданов, Рустави; в цент-1 ре СССР — Электросталь, Тула. На-! кануне Великой Отечественной войны чёрная металлургия давала чугуна в 3,6 раза, стали в 4,4 раза и проката в 3,7 раза больше, чем в 1913. В 5-й пятилетке прои8-во чёрных металлов увеличивается более чем на 60%. В 1953 было произведено в 2 раза больше стали, чем в 1940. Значительно увеличилось произ-во меди, свинца, алюминия, цинка, никеля, олова и др. цветных металлов. Основные предприятия цветной металлургии сосредоточены на Урале, в Казахстане, на Дальнем Востоке и Кавказе. Химическая промышленность создана за годы Советской власти и приобретает Всё большее значение в связи с комплексным использованием сырья, а также в связи с ростом потребления химич. удобрений в с. х-ве. Созданы крупные предприятия фосфатной (Воскресенский, Актюбинокий, Невский и др. химкомбинаты), калийной (Соликамский и Березниковский калийные комбинаты),азотной (Березниковский, Чёрнореченский, Сталиногорский и др. химкомбинаты), химико-фармацевтической (Москва, Ленинград, Киев, Казань и др.), анилино-красочной и др. отраслей пром-сти. В 5-й пятилетке обеспечиваются высокие темпы роста произ-ва минеральных удобрений, соды, синтетич. каучука и красителей для лёгкой пром-сти. Машиностроение в доре-волгоц* России было развито крайне слабо. Такие отрасли, как автостроение, тракторостроение, комбайностроение, авиастроение, станкостроение, тяжёлое машиностроение и другие, созданы в годы социалистического строительства. Удельный вес машиностроения в продукции пром-сти составлял 27% в 1938 и 39% в 1950, Отечественное машиностроение снабжает все отрасли х-ва разнообразнейшими машинами и агрегатами в большом количестве. В 1953 было произведено машин и оборудования в 3,8 раза больше, чем в 1940. В послевоенный период советское машиностроение ежегодно создаёт и осваивает проив-во 600—700 новых видов высокопроизводит, машин. За годы Советской власти созданы крупные центры машиностроения: в Москве (автостроение, станкостроение, электромашиностроение и др.), Левин-граде (электромашиностроение, тяжёлое машиностроение, судостроение, приборостроение и др.), Горьком (автостроение, станкостроение и др.), Краматорске и Свердловске (тяжёлое машиностроение и др.), Сталинграде, Харькове, Челябинске (тракторостроение, транспортное машиностроение и др.), Нижнем Тагиле (вагоностроение), Ворошиловграде, Коломне, Улан-Удэ (паровозостроение), Ростове-на-Дону, Запорожье, Ташкенте (с.-х. машиностроение), Баку, Куйбышеве, Киеве, Минске, Омске, Новосибирске, Ярославле, Риге и ми. др. Лесная и лесообрабатывающая промышленность. По площади лесов СССР занимает первое место в мнре (более 700 млн. га). Лесные вапасы достигают 40 млрд. и«8, а ежегодный прирост древесины составляет 700—800 млн. м*. Фактические же заготовки не превышают 350—400 млн. и*8. Осн. р-ны лесной и лесообр. пром-сти сосредоточены на С. и С.-З. Европ. территории СССР, на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке, причём па долю Азиатской части СССР приходится более */« союзных заготовок, Объём лесозаготовок возрос с 60 млн. м3 в 1913 до 233 млн. м3 в 1940. В 1913 более половины (55%) всех заготовок леса приходилось на дровяную древесину, а удельный вес деловой древесины был невелик, в 1951 доля последней составила 73%. В 1950 вывозка деловой древесины превысила довоенный уровень на 36%, Лесная пром-сть оснащена совр. техникой. В 1951 по предприятиям Министерства лесной и бум. пром-сти СССР механизация заготовок составила 55,7% (против 0,07% в 1940), а подвозки к сплаву или к ж.-д. транспорту — 62,3% (против 32,4% в 1940). Большое внимание уделяется развитию комплексной механизации лесозаготовительных работ. В директивах XIX съезда партии (1952) поставлена задача перебазировать лесозаготовки в многолесные р-ны Севера, Урала, Зап. Сибири и Карело-Финской ССР. Предприятия лесопил. пром-сти размещены гл. обр. в крупных лесозаготовительных р-нах: на европ. Севере, в Йарело-Финской ССР, на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке. Произ-во пиломатериалов возросло с 1913 по 1940 в 3 раза, а с 1940 по 1951 ещё на 20%. Крупнейшие предприятия деревообр. пром-сти имеются в Москве, Ленинграде, Горьком, Ростове-на-Дону, Нижнем Тагиле, Саратове, Сталинграде и Добавьте свой комментарий к этой странице: | ||||||||