| ||||||||
дальнейшему увеличению произ-ва зерна за счёт повышения урожайности и освоения целинных и залежных земель. Осн. районами проив-ва овощей в СССР являются: Украина, Сев. Кавказ и Центрально-Чернозёмный р-н. Созданы овоще-картофель-ные и животноводческие базы вокруг крупных городов и пром. центров. За послевоен. годы овощи стали выращиваться почти во всех р-нах, в т. ч. и на Крайнем Севере. Животноводство распространено по всей территории СССР. На 1 окт. 1954 в СССР было: 64,9 млн. голов кр. рог. скота, в т. ч. 27,5 млн. голов коров; 51 млн. голов свиней, а также 135,8 млн. голов овец и коз и 16,2 млн. голов лошадей (на 1 окт. 1953). С 1926/27 по 1952/53 товарная продукция по мясу возросла с 2,4 млп. т до,5 млн. т} по молоку — с 4,3 млн. т до 13,2 млн. т. Январский пленум ЦК КПСС наметил увеличить валовую продукцию животноводства к концу 1960 в 2—2 с лишним раза (по сравнению с 1954): мяса, сала и молока в 2 раза, яиц в 2,2 раза и шерсти в 1,8 раза. В СССР развиваются садоводство и виноградарство. В 1937 общая площадь плодовых насаждений составляла 1,5 млн. га против 0,8 млн. га в 1913. В послевоенные годы (1952) заложено ок. 300 т. га садов и ягодников. За 5-ю пятилетку намечалось увеличить площади садов и ягодников в колхозах примерно на 70%, виноградников — на 50%, чайных плантаций — на 60% и цитрусовых культур — в 4,5 раза. В решениях ЦК Коммунистической партии и Советского правительства перед с. х-вом поставлена .задача: в ближайшие годы на основе развития тяжёлой пром-сти удовлетворить растущие потребности населения в продовольствии и- обеспечить сырьём лёгкую и пищ. пром-сть, пойксить урожайность зерновых, технических и масличных культур, увеличить посевные площади. Особое внимание удрляется развитию животноводства, овощеводства и картофелеводства, а также развитию технич. культур, садоводства и виноградарства. Транспорт. В СССР, с его громадной территорией, высокоразвитой пром-стью и с. х-вом, роль всех видов транспорта исключительно велика. Решающая роль по грузообороту принадлежит ж.-д. транспорту: он более чем в 10 раз превышает грузооборот речного и морского и более чем в 20 раз грузооборот автомобильного транспорта. Основные фонды транспорта в СССР возросли в 1953 по сравнению с 1913 в 7,7 раза. Грузооборот всех видов транспорта Щ период с 1913 по 1953 вырос более чем в-8 -раз, -при этом грузо- 1 оборот ж. д. увеличился в 12 раз. На долю ж. д. приходится ок. 85% всего грузооборота страны. По размерам пассажирского движения СССР давно уже вышел на 1-е место в мире. В1952 ж. д. перевезли ок. 1,5-млрд. ч. В годы пятилеток построены магистрали: Турксиб, Москва—Донбасс, Челябинск—Гурьев, Карагандинская ж. д., ряд линий на севере, на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке. В послевоен. годы построены ж. д. Моинты—Чу, Комсомольск—Советская Гавань, Чарджоу—Кунград. В 5-й пятилетке завершается строительство Южно-Сибирской магистрали и начинается строительство ж. д. Гурьев—Астрахань, Агрыз— Пронино—Сургут, Красноярск— Енисейск и др. Проводятся большие работы по электрификации ж. д. По протяжённости линий, переведённых,-на электротягу, 4ХСР занимает 1-е место в мире. Грузооборот речного транспорта в 1940 составил 36 млрд. т/км. К концу 4-й пятилетки этот уровень был превышен на 26%. Крупные речные порты: Москва, Горький, Казань, Куйбышев, Саратов, Сталинград, Астрахань, Ростов-на-Дону, Киев, Новосибирск, Красноярск, Хабаровск и др. Развитию речного транспорта в СССР благоприятствовало строительство на реках плотин, шлюзов и каналов. Особенно большое значение имело строительство Днепрогэса имени В. И. Ленина,' Беломорско-Балтий-ского канала Имени И. В. Сталина, канала имени Москвы. В 1952 вступил в строй Волго-Донской судоходный канал имени В. И. Ленина, к-рый дал возможность осуществлять речные перевозки из Белого и Балтийского в Азовское и Чёрное моря. Морской транспорт играет большую роль как во внутренних,так и во внешних связях СССР. Особенно велика I его роль для сев. и вост. р-нов, где этот вид транспорта является важнейшим. За годы социалкстического строительства морской транспорт подвергся существенной реконструкции. Проложена новая трасса в Арктике — Северный морской путь. Построено большое количество новых судов с более высокой технич. оснащённостью^- реконструированы и построены новые порты и причалы. Грузооборот морского транспорта в 1950 увеличился по сравнению с 1940 на 65%. В СССР крупными морскими портами являются: Ленинград, Мурманск, Архангельск, Рига, Лиепая, Калининград, Одесса, Николаев, Новороссийск, Батуми, Владивосток, Корсаков, Холмск, Петропавловск-Камчатский и др. Грузооборот автомобильного транспорта в 1954 примерно в 4><раза пре высил уровень -1940. За 1950—55 грузооборот автотранспорта возрастёт па 80—85%. В 4-й пятилетке было построено 16 т. км автодорог с твёрдым покрытием. Крупными автодорогами являются: Москва— Харьков—Симферополь, Москва— Минск—Брест, Москва—Ленинград, Москва—Горький, Ош—Хорог, Хабаровск—Владивосток, Большой Не-вер—Якутск и др. Воздушный транспорт получил наибольшее развитие в последние 15— 20 лет. Осн. воздушные трассы: Москва — Хабаровск — Южно - Сахалинск, Хабаровск—Петропавловск-Камчатский—Анадырь, Иркутск—■ Якутск, Москва—Ташкент, Москва— ТОилиси и др. Крупные аэропорты: Москва, Свердловск, Новосибирск, Иркутск, Хабаровск, Ташкент и др. Торговля. Торговля в социалистическом обществе является основной формой распределения предметов потребления между членами общества. За 27 лет — с 1926 по 1953 — товарооборот (в сравнимых ценах) возрос почти в 8 раз, а на душу населения физич. масса товаров росла в среднем в год на 10,3%. За указанный период товарооборот в СССР возрастал в 3 раза быстрее, чем в царской России с 1885 по 1912, несмотря на то, что в период 1926—53 входят 4 года Великой Отечественной войны. В 1954 товарооборот возрос по сравнению с 1950 на 80%. Это означает, что задание 5-го пятилетнего плана (1951—55) по увеличению розничного товарооборота гос..и кооп; торговли в 1955 по сравнению с 1950 примерно на 70% выполнено досрочно — в 4 года. По решению Коммунистической партии и Советского правительства объём розничного товарооборота гос. и кооп. торговли в 1955 будет больше, чем в 1950, примерно в 2 раза. Советская торговля имеет 3 формы: государственную, играющую решающую роль как в оптовом, так и в розничном товарообороте СССР, кооперативную, осуществляемую торговыми предприятиями потребительской и промысловой кооперации, и колхозную. Гос. и кооп. торговля представляет собой организованный рынок, колх. торговля — неорганизованный. Внешняя торговля при социализме служит более полному удовлетворению растущих потребностей общества, являясь дополнит, источником ресурсов для развития произ-ва и улучшения снабжения населения. Внешняя торговля является монополией социалистического государства. Внешнеторговый оборот Советского Союза неуклонно растёт. Имевшее место сокращение после 2-й мировой войны (1939—45) товарообо Добавьте свой комментарий к этой странице: | ||||||||