| ||||||||
СТАНИСЛАВСКОГО СИСТЕМА — СТАНЦИЯ 317 в развитии советского театра, наметившие новый, социально углублённый подход к раскрытию классич. драматургии («Горячее сердце» А. Н. Островского, 1926), способствовавшие становлению в театре метода социалистического реализма («Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова, 1927, и др.). В 20—30-е гг. выходят в свет основные криги С., посвя-щённые теории театра, в т. ч. его замечательные мемуары «Моя жизнь в искусстве» (1926); развивается и складывается в единое целое творческая система С. (см. Станиславского система), в духек-рой воспитываются целые поколения актёров и ре-^жиссёров драматич. и оперного театров. С. был награждён орденом Ленина. СТАНИСЛАВСКОГО СИСТЕМА, творческое учение К. С. Станиславского, практически и теоретически разрабатывающее методы работы режиссёра над пьесой и актёра над . ролью. С. е., утверждающая реализм в искусстве, требующая от художника высокой идейности, служения передовым интересам своего времени, оказала огромное воздействие на развитие прогрессивной отечественной и мировой театральной культуры. СТАНИЦА, 1) крупное казачье поселение на Дону, Кубани и в др. областях. 2) (Устар.) стая.- СТАНИЦЫН, Виктор Яковлевич (р. 1897), советский актёр и режиссёр, нар. артист СССР. 4 раза удостоен Сталинской премии. С 1918 играл во 2-й студии МХАТ. С 1924 — актёр Московского Художественного ака-демич. театра СССР имени М. Горького. Среди его лучших ролей — Андрей Прозоров («Три сестры» А. П. Чехова), Звездинцев («Плоды просвещения» Л. Н. Толстого), генерал Ватутин (фильм «Третий удар») и др. Среди постановок С. — «Победители» Б. Ф. Чирскова. . СТАНКЕВИЧ, Николай Владимирович (1813—40), русский философ-идеалист, один из руководителей московского философско-лит. кружка 30-х гг. 19 в. (В. Г. Белинский, Т. Н. Грановский и др.). Деятельность С. в условиях николаевской реакции имела прогрессивное значение, несмотря на то, что задачу передовых людей он ограничивал просвещением народа и считал просветительскую деятельность единственным путём к прогрессу. Философские обобщения С. считал необходимым сочетать с изучением реальной действительности, умозрение,— с опытом. «СТАНКИ И ИНСТРУМЕНТ», ежемесячный научно-технич. журнал Мин-ва станкостроительной и инструментальной пром-сти СССР. Из-1 даётся в Москве с 1930. Освещает во просы: теории произ-ва и эксплуатации автоматич. линий и автомато-строения, проектирования, произ-ва, наладки и эксплуатации металлорежущих станков, режущего и измерительного инструмента; прогрессивной технологии машиностроительного и инструментального произ-ва; скоростных методов обработки; стандартизации и нормализации элементов станков и инструмента. СТАНКОВОЕ ИСКУССТВО (стан-I ковые живопись, скульптура, графика), раздел изобразительного искусства; название получил от «станка», на к-ром создаётся произведение (в живописи им является мольберт). Произведения С. и. отличаются от настенной росписи, памятника, книжной иллюстрации и т. п. тем, что они не предназначаются непосредственно для какого-либо сооружения, издания и т. д. СТАНКОВЫЙ ПУЛЕМЕТ, скорострельное автоматич. оружие, установленное на треножном или колёсном станке. Является одним из наиболее мощных огневых средств пехоты и конницы. Осн. предназначение С. п.—поражение наземных живых целей на дальности до 1 км. Из С. п. стрельба ведётся с закрытых и открытых позиций. Боевая скорострельность — 350, техническая — св. 600 пуль в 1 мин. Существуют различные системы С. п.: напр., в Советской Армии — станковый пулемёт Горюнова образца 1943, в США—С. п. системы Браунинга, в Англии — Виккёрса, во Франции — Гочкиса, и т. д. См. также Пулемёт. СТАНКОСТРОЕНИЕ, отрасль машиностроения, охватывающая производство металлорежущих станков. В СССР С. как особая отрасль машиностроения было создано заново. Производятся сложнейшие автоматы и полуавтоматы, автоматич. станочные линии, высокоспециализированные станки для тракторной, авиац., автомобильной, подшипниковой, металлургич. , судостроит. пром-сти, для транспортного и с.-х. машиностроения и др. К 1940 было освоено произ-во св. 500 типо-размеров металлорежущих станков. За годы 4-й пятилетки (1946—50) освоено ок. 250 новых типов металлорежущих станков общего назначения, более 1000 типов спец. и агрегатных станков, 23 типа автоматов и полуавтоматов, 34 типа кузнечно-прессо-вых автоматов, 26 автоматич. станочных линий. Директивы XIX. съезда КПСС по 5-му пятилетнему плану (1951—55) памечают увеличить производство крупных металлорежущих станков в 1955 примерно в 2,6 раза по сравнению с 1950. За пятилетие увеличивается произ-во станков повышенной точности примерно в 2 раза, тяжёлых кузнечно-прессовых машин в. 8 раз и т. д. СТАНОВОЙ ПРИСТАВ, в царской России (с 1837) полицейский чин, в ведении к-рого находилось несколько воЛостей (стан). СТАНОК, 1) загородка, в к-рую ставят лошадь при ковке или лечебной процедуре. 2) В старину .— почтовая или ямская станция, небольшой "посёлок. СТАНОК (в машиностроении), название машин, аппаратов и приборов, характеризуемых наличием корпусного основания (станины) с устройствами для размещения или перемещения в нём или на нём механизмов и их частей. Иногда С. называют само корпусное основание. Наиболее распространено название «С.» применительно к машинам, непосредственно осуществляющим производств. процессы — механич. обработку металлов, дерева, пластмасс, волокнистых веществ и пр. (т. н. рабочие машины, напр. металлорежущий станок, деревообр. станок, в отличие от силового и др. вспомогательного оборудования). СТАНОК (воен.), основание (агрегат) для установки огнестрельного оружия и размещения различных механизмов: поворотного, подъёмного, прицела и др. Различают след. С.: колёсные и треножные для пулемётов; верхние и нижние, (со станинами, сошником и правилом) для ; полевых арт. орудий. СТАНОК (в балете), приспособление для тренировочных занятий учеников и артистов при исполнении ими танцевальных упражнений. Представляет собой шест, прикреплённый к стене параллельно полу, на уровне половины человеческого роста. СТАНОК-КАЧАЛКА, установка, располагаемая у устья буровой скважины для откачки из неё жидкости (нефти, воды, рассолов) с помощью глубинного насоса. Своё название С.-к. получил от возвратно-поступа-тельного движения штанг, переме-щакодих плунжер глубинного насоса. СТАНСЫ, стихотворение, в к-ром каждая четырёхстишная строфа замкнута в смысловом и в звуковом отношении (напр., стансы А. С. Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных»). Строфы объединены одной темой. Рифмы располагаются обычно по схеме а б а б. СТАНЦИЯ, 1) пункт остановки сухопутных транспортных средств, курсирующих по определённому маршруту (почтовая С., станция железнодорожная, трамвайная С. и, др.). 2) Наименование нек-рых учреждений и предприятий (или их частей, отделов), обслуживающих в каком-либо отношении известную террито- Добавьте свой комментарий к этой странице: | ||||||||