| ||||||||
историч. сказания и воинские повести, входящие в. летописные своды, памятники ораторской прозы, «житийная» лит-ра и др. Среди знаменитых памятников архитектуры: собор Софии (ок. 1037) с замечательными мозаиками и фресками, Успенский собор Киево-Печерской лавры, Золотые ворота (11 в.), Кирилловский монастырь (12 в.) и др. — в Киеве, Спасский собор (11 в.), Пятницкая церковь — в Чернигове, и др. (нек-рые построй-%ки сохранились в руинах). О высоком искусстве миниатюры свидетельствует миниатюра и8 рукописи «Изборник Святослава» (1073). Скульптура представлена гл. обр. декоративной пластикой. Своеобразие культурно-бытовых черт укр. народа, зачатки известного обособления в языке наблюдаются уже в 13—14 вв. в Галицко-Волын-ской летописи и ещё более в т. н. Литовских летописях 14—16 вв. В 16—17 вв. культурно-просветит. движение на У. выразилось в создании школ, типографий, в развитии издательского дела. С 17 в. все отрасли укр. культуры развивались под возрастающим влиянием русской культуры. В 1631 в Киеве была основана Киево-Могилянская академия, вплоть до начала 19 в. игравшая роль культурного центра. Полемическая литература 17 в. была направлена против униатов, Ватикана (И. Вышенский и др.). В богатейшем народном поэтич. творчестве (думы, песни) отображена борьба украинского народа против турецко-татарских орд и польско-шляхетских захватчиков. От 16—17 вв. сохранились ценные памятники архитектуры: оборонительные сооружения Луцка, Острога и др., жилые дома и церкви Львова и др. Значит, развитие в 17 в. получает гравюра, а также скульптура и живопись. В начале 17 в. появляются первые ростки укр. драматургии и театра; в 1630-х гг. начинаются спектакли школьного театра в Киевской духовной академии. Широко распространяются в качестве народного зрелища жанро-во-сатирич. интермедии и представления кукольного театра (вертеп). В 18 в. выступил философ-гума-нист и поэт Г. Сковорода. В конце 18 в. поэт и драматург И. П. Кот-ляревский (1769—1838) отобразил народный быт и социальные отношения конца века. Как баснописцы выступили поэты П. П. Гулак-Арте-мовский (1790—1865) и Е. П. Грег бёнка (1812—48). Первым писателем-прозаиком был Г. Ф. Квитка-Основь-яненко (1778—1843). Укр. лит-ра 19 в. развивалась в тесной связи с русской лит-рой. Большое влияние на развитие укр. лит-ры оказали А. С. Пушкин, В. Г. Белвдседй, Н. В. Гоголь. Основоположником новой реалистич. укр. лит-ры и совр. укр, лит. языка был великий народный поэт, художник, революц. демократ Т. Г. Шевченко (1814—61), борец против крепостничества, т>есно связанный с укр. освободит, движением, с русскими революц. демократами — Н. Г. Чернышевским и Н. А. Добролюбовым. Лит-ра 60—90-х гг. продолжала традиции творчества Т. Г. Шевченко и передовой русской лит-ры, развиваясь как лит-ра критич. реализма. Виднейшими писателями-реалистами этого времепи были: М. А. Марко-Вовчок (1834—1907), А. П. Свидниц-кий (1834—71), И. С. Нечуй-Левиц-кий (1838—1918), создатель социального романа Панас Мирный (1849— 1920) и др. Крупнейшими представителями укр. драматургии 19 в. явились: М. Г1. Старицкий (1840— 1904), М. Л. Кропивницкий (1840— 1910), И. К. Карпенко-Карый (И. То-билсвич, 1845—1907). Произведения великого писателя-демократа И. Я. Франко (1856—1916), введшего образ рабочего в укр. лит-ру, и писателей революц.-демократич. направления П. А. Грабовского (1864—1902), Леси Украинки (1871—1913) и М. М. Коцюбинского (1864—1913) насыщены духом революц. борьбы, выражают протест против социального и нац. гнёта и порабощения человеческой личности. На обществ, и лит. деятельность П. Грабовского, И. Франко, М. Коцюбинского, Леси Украинки большое влияние оказало пролетарское революц. движение в России. Виднойшими зап.-укр. писателями были: М. Шашкевич (1811—43), 10. Федькович (1834—88), В. Стефа-ник (1871—1936), О. Кобылянская (1863—1942), Лесь Мартович (1871— 1916), М. Черемшина (1874—1927) и др. В 18—19 вв. укр. иск-во также развивается в тесной взаимосвязи с передовой русской культурой. Русские архитекторы и художники часто работали на У. Многие укр. художники учились в петербургской Академии художеств и в моек. Училище живописи, ваяния и зодчества. Среди лучших памятников архитектуры — дворцы в Батурине и Ляличах, собор в Козельце, Андреевская церковь и дворец в Киеве и мн. др. Крупнейшим мастером нового реалистич. революц.-демократич. искусства 19 в. был Т. Г. Шевченко. Его традиции продолжали К. А. Трутовский, П. Д. Мартынович и др. Огромное значение в развитии укр. иск-ва 2-й пол. 19 в. имели передвижники. Их влияние испытало творчество художников М. А. Беркоса, С. И. Ва-сильковского, Н. И. Мурашко; членами Товарищества передвижников бы-ли К. К. Костанди, Н. К. Пимоденко,, С. И. Светославский и др., экспонировались на выставках Товарищества произведения П. А. Левченко. На У. работали И. Е. Репин, А. И. Куинд-жи, В. А. Серов и др. Среди западно-украпнеких художников выделялся И. И. Труга. С древних времён получили широкое распространение народно-художеств. промыслы (вышивка, ткачество, гончарные изделия, резьба и роспись по дереву и пр.). Укр. музыка развивалась на основе богатейшего народного муз. творчества. В 17—18 вв. выдвигаются композиторы хоровой культовой музыки: Н.П. Дилецкий (1630 — г. смерти неизвестен), А. Л. Ведель (1767— 1806), с нач. 19 в. — Н. Д. Овсян-нико-Куликовский (1787—1846)—автор первой укр. симфонии, С. С. Гу-лак-Артемовский (1813—73), написавший популярную комич. оперу «Запорожец за Дунаем», П. И. Ни-щинский (1832—96). Громадную роль в развитии укр. муз. культуры сыграла деятельность выдающегося композитора Н. В. Лысенко (1842—1912); видным мастером хоровой музыки был Н. Д. Леонтович (1877—1921). В 18 в. на Украине существовали только крепостные театры в усадьбах крупных вельмож. В 1-й пол. 19 в. были открыты театры в Одессе, Киеве, Полтаве, Харькове, Нежине и др. городах; наряду с русскими, в них ставились также и укр. пьесы. В 1816—22 на У. постоянно работал великий русский актёр М. С. Щепкин. Выдающимся укр. актёром этого периода был К. Т. Сол сник. Во 2-й пол. 19 в. появляется плеяда крупнейших деятелей укр. театра, актёров-драматургов, режиссёров, борцов за создание нац. театральной культуры: И. Я. Франко, М. Л. Кропивницкий, М. П. Старицкий, М. К. Садовский, П. К. Саксаганский, М. К. Заньковецкая и др. В 19 в. на Украине были открыты университеты: Харьковский (1805), Киевский (1834) и Новороссийский в Одессе (1865); высшие технич. уч. заведения: Харьковский практич. технологич. ин-т (1885), Киевский политехнич. ин-т (1898) и Екатерино-славское высшее горное училище (1899, ныне Днепропетровский горный ин-т). В этих уч. заведениях работали такие выдающиеся учёные, как И. И. Мечников, И. М. Сеченов, А. О. Ковалевский, Н. Ф. Гамалея, ботаники В. М. Черняев и С. Г. На-вашин, зоолог Н. А. Северцов, математики Т.Ф. Осиповский и А. М. Ляпунов, физики М. П. Авенариус, Н. Д. Пильчиков и Н. А. Умов, геологи Н. Д. Борисяк и И. Ф. Ле-ваковский, химики Н. Н. Бекетов, Н. Д. Зелинский и мн. др. Особенный расцвет творческих сил укр. народа наступает после Вели Добавьте свой комментарий к этой странице: | ||||||||