| ||||||||
ФЛЕЙТА ПАНА — ФЛОБЕР519 Ф. делятся на продольные и поперечные. Диапазон современной усовершенствованной Ф. зу8 октавы. Разновидности Ф.: малая (пикколо), альтовая, басовая. Две последние большого распространения не имеют. ФЛЕЙТА ПАНА, народный духовой деревянный муз. инструмент древнего происхождения—многоствольная флейта. Состоит из нескольких соединённых между собой камышовых, тростниковых или деревянных трубочек различной длины. Национальные разновидности Ф. п.: греч. — сиринкс; русск. — цевница, кугиклы; груз. — ларчеми, соинари; литовск. — скудучяй; молд. и румынск.'-— мускал, най. ФЛЕКК, Иоганн Фридрих (1757— 1801), выдающийся нем. актёр-романтик. Дебютировал в Лейпциге в 1777. С 1783 был актёром, в 1783— 1796 — художеств, руководителем берлинского Национального театра. Свои лучшие роли создал в трагедиях В. Шекспира и Ф. Шиллера. ФЛЕКСАТОН, язычковый ударный муз. инструмент; состоит из язычка—стальной пластинки (изгибаемой исполнителем во время игры для изменения высоты звуков), по к-рой ударяют два шарика. Язычок укреплён на проволочной раме, а шарики на гибких ножках прикреплены к самому язычку. ФЛЕКСИЯ, 1) окончание, часть слова, морфема, образующая данную форму слова и выражающая его синтаксич. отношения к другим словам в предложении, напр.: «стол», «стол-а», «стол-у», «стол-ов», «стол--ами» и т. д. При этом самое отсутствие Ф. может играть роль в данной системе форм. Так, напр., «нулевая флексия» в форме «стол» является показателем именительного и винительного падежей единств, числа. 2) Т. н. «внутренняя Ф.», т. е. изменение звукового состава корня (основы), имеющее грамматич. значение, напр. англ. втер—, «петь», еапУ — «пел» или русское «убегать» — «убежать». ФЛЕКСОРА (геол.), однобокая коленчатая (моноклинальная) складка, изгиб слоёв горных пород, возникший вследствие перемещения одного участка земной коры относительно другого в вертикальном направлении без разрыва сплошности. ФЛЕКТИВНЫЕ ЯЗЫКИ (или флектирующие), языки, в к-рых грамматич. формы слов образуются с помощью внешней и внутренней флексий. Ф. я. характеризуются тесной спаянностью аффик сов с корнями, изменениями звукового состава корня (напр., «день» — «дня»), многозначностью аффиксов и их синонимичностью (так, дательный падеж единств, числа имеет различные окончания: «стол-у», «вод-е», «пут-и»; окончание «-ам» имеет значение и дательного падежа и множеств, числа), омонимичностью аффиксов (окончание «-у», имеет вначеиие дательного падежа единств, числа мужского рода, винительного падежа единств, числа женского рода, местного падежа единств, числа мужского рода: «стол-у», «жен-у», «в лес-у»). Ф. я. являются, напр., индоевропейские и семитские языки, в отличие от тюркских —- агглютинативных языков. ФЛЕНСБУРГ, город в Зап. Германии, в земле Шлезвиг-Гольштейн, порт у Балтийского м. 101 т. ж. (1951). Судостроение. ФЛЕР, полупрозрачная, редкая ткань. ФЛЕРОВСКИЙ, Н. (псевдоним Б е р в и, Василия Васильевича; 1829—1918), известный русский экономист и публицист. Был связан с народниками, подвергался гонениям со стороны царского правительства. В историю экономия, мысли России Ф. вошёл своей выдающейся работой «Положение рабочего класса в России» (1869), к-рая была высоко оценена К. Марксом. ФЛЕТЧЕР, Джон (1579—1625), англ. драматург эпохи Позднего Возрождения. Вначале писал совместно с Ф. Бомонтом, после 1612—| самостоятельно (трагедии «Вален-тиниан», 1614, изд. 1647, «Бондука», 1614, изд. 1647, комедия «Укрощение укротителя», 1603, изд. 1647, и др.). ФЛЕШЬ (устар.), полевое укрепление из 2 фасов, образующих угол, обращённый вершиной в сторону противника, напр. Багратионовы Ф. на Бородинском поле во время Бородинского сражения в 1812. ФЛИАКИ, в др.-греч. театре сценки комедийно-бытового или па-родийно-мифологич. характера типа мима. Были распространены среди греч. населения Юж. Италии. В отличие от исполнителей мима, актёры Ф. выступали в масках. ФЛИБУСТЬЕРЫ, морские разбойники 16—17 вв. Использовались Нидерландами, Англией, Францией в борьбе за колонии в эпоху первоначального накопления капитала. ФЛИГЕЛЬ, небольшой дом, входящий в состав дворовой (усадебной) застройки, или жилая пристройка к гл. зданию. ФЛИГЕЛЬ-АДЪЮТАНТ, в царской России офицер в чине от прапорщика до полковника, состоящий при особе государя для исполнения его поручений; адъютант монарха. ФЛИЕР, Яков Владимирович (р. 1912), советский пианист, за-служ. деятель искусств РСФСР. Член КПСС с 1943. Лауреат 2-го Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей (1935, 1-я премия) и Международного конкурса пианистов в Вене (1936, 1-я премия). ФЛИН, Элизабет Герли (р. 1890), деятель рабочего движения США, член Национального комитета Коммунистической партии США (с 1938). С 1906 активно участвует в рабочем движении. В 1936 вступила в компартию. За активное участие в борьбе за мир и демократич. права амер. народа была подвергнута судебному преследованию, приговорена к трёхлетнему тюремному заключению и в 1955 заключена в тюрьму. ФЛИН'Т (или флинтглас), группа сортов оптич. стекла, содержащих свинец; отличаются сравнительно большими значениями удельного веса и показателя преломления. В комбинации с кроном употребляется для изготовления ахроматич. линз. ФЛИНТ, город в США, в шт. Мичиган. 163 т. ж. (1950). Предприятия автомобильной пром-сти. ФЛИРТ, ухаживание, кокетство, любовная игра. ФЛИССИНГЕН, город в Нидерландах (Голландии), в провинции Зеландия. 24,6,т. ж. (1952). Судостроение. Пассажирский порт и воен.-мор. база в устье р. Шельда, у Северного моря. Рыболовство. ФЛИШ (геол.), толщи осадочных горных пород ритмического строения. Состоят из большого количества повторяющихся, однообразно построенных маломощных пачек, сложенных внизу песчаниками, выше глинами и мергелями, иногда известняками; пачки отделены друг от друга поверхностями размыва, содержат мало органич. остатков, но много знаков течений и своеобразных образований, известных под назв. иероглифов. Образуется в геосинклиналях, в глубоких морских прогибах земной коры рядом с интенсивно поднимающимися узкими горными хребтами. ФЛОБЕР, Гюстав (1821—80), выдающийся франц. писатель-реалист. В его творчестве нашли продолжение традиции франц. критич. реализма. В романах «Мадам Бовари» (2 тт., 1857) и «Воспитание чувств» (1869) Ф. обнажает лицемерие и лживость капиталистического общества, крах буржуазно-либеральных идей. В сатирич. романе «Бувар и Пекю-шео (1881, посмертно, не окончен) Добавьте свой комментарий к этой странице: | ||||||||