| ||||||||
ФОМИН — ФОНОГРАММА 523 музыки к мелодраме «Орфей» (текст Я. Б. Княжнина, 1792, пост. 1795) и др. Ф. принадлежит обработка комич. оперы М. М. Соколовского на текст А. О. Аблесимова «Мельник, колдун, обманщик и сват» (1792). ФОМИН, Иван Александрович (1872—1936), крупный советский архитектор. В ранних постройках Ф. развивал художеств, приёмы" русской клас-сич. архитектуры конца 18 — нач. 19 вв. (дома Половцова и Абамелек-Лазарева в Ленинграде). Лучшие работы Ф. советского времени, отражающие становление новой, социалистической архитектуры, отличаются монументальностью, чёткостью композиции, строгостью и выразительностью декори-ровки (Дом Совета Министров УССР в Киеве; станции Московского метрополитена «Красрые ворота», ' «Площадь Свердлова», и мн. др.). ФОМИН, Николай Петрович (1866—1942), композитор, пропагандировал русские народные инструменты. Ф. ввёл в оркестр русских народных инструментов т.н. клавишные гусли. Автор ряда произведений для оркестра народных инструментов. ФОН, основной цвет, тон, на к-ром пишется картина; задний план картины. В переносном значении — среда, обстановка, окружение. ФОН, вредный шум, иногда сопровождающий воспроизведение звука в радио, звуковом кино и др. ФОН, единица уровня громкости звука. ФОН (нем. — из), начальная частица во многих немецких дворянских фамилиях, образованных в эпоху феодализма от названий поместий, замков и пр., принадлежавших данному дворянскому роду, напр. фон Шёнгаузен. В дальнейшем частица Ф. прибавлялась также к фамилиям лиц недворянского происхождения. ФОНАРЬ, 1) источник света, за-щшцённый от ветра стёклами, вставленными в каркас. Ф. разделяются на переносные и стационарные, напр. уличные. В Ф. фотолабораторном источник света помещён в светонепроницаемую коробку, в одну из стенок к-рой вставлен защитный светофильтр; служит для освещения фотолаборатории светом, не действующим на данные фотоматериалы. 2) Остекление в покрытиях пром. зданий, над залами музеев и т. д. для освещения их верхним светом. 3) Сплошь остеклённый или имеющий много окон выступ в здании (наз. также эркер). ФОНВИЗИН,' Денис Иванович (1745—92), выдающийся русский драматург, писатель-сатирик, один из виднейших русских просветителей 18 в. Его пьеса «Бригадир», написанная во 2-й пол. 60-х гг. 18 в. (опубл. 1786), — первая русская социальная комедия, рисующая дворянское общество сер. 18 в. В сатирич. комедии «Недоросль» (пост. 1782, напечатана 1783) Ф. с большим мастерством изобразил провинциальное дворянское общество, создал яркие реалистич. типы помещиков-крепостников : Скотинина, Простаковой, невежеств. недоросля Митрофанушки и др. Ф. — автор ряда публицистич. и сатирич. произв.: т. и. «Завещание Панина», написанное в 1783, «Вопросы Фон-Визина и ответы сочинителю „ Былей и небылиц"» (1783), «Всеобщая придворная грамматика» (1783, опубл. 1829) и др., в к-рых выступил как обличитель деспотизма и крепостнич. строя. ФОНД ДИРЕКТОРА, в СССР фонд, составляемый из отчислений от прибылей предприятий, совхозов и МТС или экономии от снижения себестоимости продукции и расходуемый директором на расширение произ-ва, жилищное строительство сверх плана капитальных вложений, на культурно-бытовые нужды и премирование отличившихся работников предприятия. Ф. д. образуется при условии выполнения предприятием гос. плана по выпуску товарной продукции в установленном ассортименте, выполнения задания по снижению себестоимости и плана прибылей от реализуемой продукции. ФОНДОВАЯ БИРЖА, особая биржа или отдел товарной биржи, где совершаются сделки по купле-продаже иностр. валюты и ценных бумаг. ФОНДОВЫЙ КАПИТАЛ, капитал, вложенный в ценные бумаги, т. е. затраченный па приобретение акции, облигаций и т. п. ФОНДЫ, в СССР — 1) часть средств хоз. органа, предусмотренная планом и выделенная на особый учёт; имеет целевое назначение. Источником образования Ф. могут быть спец. ассигнования и собственные средства предприятия. Расходование средств за счёт Ф. производится строго по назначению. Для контроля и учёта этих расходов в бухгалтерии, имеются особые счета. 2) Запасы, накопления, отчисления для определённой цели. ФОНДЫ АМОРТИЗАЦИОННЫЕ, в пром-сти СССР особые резервные фонды, создаваемые из амортизационных отчислений предприятий. Пром. предприятия систематически отчисллют определённые ден. средства для возмещения износа осн. средств (машин, оборудования, зданий); поскольку, однако, осн. фонды не требуют возмещения в натуральной форме после каждого производств, цикла, эти отчисления постепенно накапливаются и резервируются, образуя Ф. а. ФОНДЫ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА СССР, 1) основные — средства (орудия) труда и длительно существующие • предметы непроизводственного назначения. Осн. фонды делятся на производственные (здания, сооружения, оборудование и прочие орудия труда отраслей материального произ-ва) и непроизводственные (жилой фонд, здания, сооружения и оборудование коммунального х-ва, культурных, научных учреждений и т. п.). 2) Оборотные — сырьё, топливо, материалы и т. п. Ф. и. х. принципиально отличаются от основного и оборотного капитала при капитализме. Они представляют собой обществ„ собственность, планово используются в интересах повышения благосостояния трудящихся и расширения . социалистического произ-ва. ФОНЕМА, 8вук того или иного языка, служащий осн. признаком для различения слов, независимо от изменений, к-рым он подвергается, занимая разные положения в слове. Так, в словах «мел» и «мель» варианты одной Ф. «е». произносятся неодинаково; различие их обусловлено твёрдостью или мягкостью след. согласного, а Ф. «л» и «ль» не зависят от качества предшеств. звука и поэтому являются разными; ФОНЕНДОСКОП, аппарат для выслушивания больных. См. Ауйкулъ-тация. ФОНЕТИКА, учение о звуковом составе языка. Ф. включает: 1) физиологию речи, т. е. изучение работы, производимой органами речи (лёгкими, выталкивающими воздух, используемый для образования звуков; голосовыми связками, дрожанио к-рых производит голос; языком и губами, меняющими форму полости рта и образующими в ней преграды для выдыхаемого воздуха, и т. д.). 2) Изучение самих звуков речи, т. е. воздушных колебаний различной формы, получающихся в результате этой работы, и взаимоотношений различных звуков в последовательности звукового потока. В последнее время в Ф. всё большее место занимает учение о фонеме. Историч. Ф. изучает историч. изменения звуков. Особое место занимает экспериментальная Ф., исследующая как работу органов речи, так и самые звуки при помощи приборов. ФОНОГРАММА, запись звуков па валике, пластинке, киноплёнке, фотобумаге, стальной проволоке, маг- Добавьте свой комментарий к этой странице: | ||||||||