яассивнаго изб. права. Наконецъ, ограниченія мо-тутъ быть по образованію, по подсудности и т. и. Различные государства рѣшаютъ этотъ вопросъ раздичнд. Подача голосовъ въ Германіи и боль-ишнствѣ государствъ (кромѣ ІІруссіи) производится закрыто, въ одинъ и тотъ же день и подъ наблюденіемъ руководителей, которые избираются для этихъ должностей изъ лицъ, не занимающихъ госуд. должностей. Выборы происходятъ публично. II все это служитъ гарантіей иротивъ злоупотре--бленій. Дѣйствія, посягающія противъ избирательная нрава (активнаго и пассивнаго) являются политическимъ преступленіемъ. Сюда относятся:
1) препятствованіе участію въ выборахъ (въ Гер-маніи тюрьма отъ 6 м. до 5 лѣтъ или заключеніе въ крѣпости отъ 1 дня до 5 лѣтъ), 2) подлогъ въ выборахъ (напр., подмѣна избират. списковъ); за это въ Германіи до 2 лѣтъ тюрьмы, 3) под-купъ при выборахъ (тюрьма отъ 1 мѣс. до 2 лѣтъ). Чтобы избѣжать послѣдствій злоупотребленій при-нимаютъ слѣдующія мѣры: 1) Опротестовапге яыборовъ. Въ Германіи заявленія о неправильности выборовъ подаются въ теченіе 10 дней со времени открытія рейхстага; въ заявленіи должны <быть приведены доказательства, въ Австрійскомъ рейхсратѣ жалобы принимаются президентомъ въ теченіе 3 дней; 2) провѣрка выборовъ, т. е. раз--смотрѣніе и утвержденіе результатовъ выборовъ. Такую провѣрку обыкновенно производить самъ парламенгъ выборной провѣрочнойкомиссіей,въРос-«іи изъ 19 человѣкъ, въ Германіи изъ 14. Въ Ав-■стріи за послѣднее время распространенъ тотъ взглядъ, что провѣрка должна быть предоставлена независимымъ судебнымъ учрежденіямъ, такъ какъ въ независимости парламента нѣтъ достаточной гарантіи. IIропорцюнальпые выборы предста-вляютъ такой способу когда результатомъ ихъ является представительство, выражающее дѣй--ствительное соотношеніе партій и дающее из-вѣстную долю представительства и меньшинству. Пропорпіональное представительство очень мало распространено, въ силу большой трудности осу-ществленія его на практикѣ. Стремленію избѣ-жать подавленія при выборахъ меньшинства боль-шинствомъ и обязаны своимъ существованіемъ «лѣдующія различныя системы пропорціон. выборовъ: 1) система ограниченной подачи голосовъ. Въ каждой избирательной запискѣ обозначается -часть (наприм. 2|8) избираемыхъ представителей. Остатокъ ('|з) достается меньшинству. Это, однако, произвольное установленіе; 2) система сложенія голосовъ. Каждому кандидату предоставляется такое количество голосовъ, сколько деиутатовъ должно быть выбрано въ избирательномъ округѣ, ■я онъ можетъ всѣ эти голоса подать за одного. Меньшинство, такимъ образомъ, складывая голоса, можетъ провести своего кандидата. 3) система <субстіггуцій Гэра, (въ 1855 г. эта система нри-мѣнена была въ Даніи и до сихъ поръ применяется кое - гдѣ при выборахъ въ ландстингъ {первая палата). Число избирателей дѣлится на число представителей, получается число голосовъ, которое обязательно долженъ получить кандидату чтобы быть выбраннымъ. Въ своей запискѣ каждый избиратель пишетъ кандидатовъ въ порядкѣ желательности (субституціи). При подсчегѣ во всѣхъ запискахъ сначала берутъ имя перваго кандидата. Какъ только одинъ изъ нихъ получить необходимое число голосовъ, онъ считается вы-браннымъ и въ слѣдующихъ запискахъ, содѳржа-іцихъ на первомъ мѣстѣ имя того же кандидата, принимается во вниманіе уже имя, написанное на второмъ мѣстѣ, 4) система коллективныхъ выборовъ съ пропорціональнымъ распредѣленіемъ голосованія каждая политическая партія выста-вляетъ свой списокъ кандидатовъ (кандидатскій листъ). Записки подаются за каждый листъ цѣ-ликомъ. По числу этихъ записокъ высчитывается для каждой партіи количество деиутатскихъ мѣстъ. Изъ всѣхъ кандидатовъ какой либо партіи выбирается нужное количество по большинству полу-ченныхъ голосовъ. Иногда избиратели свой списокъ составляютъ изъ кандидатовъ различныхъ партій (система свободныхъ лйстовъ). Здѣсь главная трудность въ распредѣленіи депутат, мѣстъ между партіями. На дѣлѣ пропорціональные выборы осуществлены лишь въ нѣкоторыкъ канто-нахъ Швейцаріи. Въ Англіи, во Франціи, Бель-гіи и нѣкот. мѣстахъ Швейцаріи идетъ дѣягельная агитація за эту систему выборовъ. Съ этой цѣлью образовались общества. |
Выговскій, Иванъ Остаповичъ (Евстафіе-вичъ), малороссійскій гетманъ, 1648 г. взятъ въ плѣнъ Богданомъ Хмѣльницкимъ и занялъ у по-слѣдняго должность писаря, а затѣмъ былъ сдѣ-ланъ генер. писаремъ; въ этой должности оставался до 1657 г., а на новой Корсунской радѣ былъ утвержденъ въ роли гетмана. В. принадлежалъ къ партіи, которая стремилась сохранить автономію края (Малороссіи), признавая необхо-димымъ соединеніе съ Польшей на равныхъ пра-вахъ съ удержаніемъ полной свободы внутрен. самоуправленія. Партія эта старалась сплотить дворянское сословіе Малороссіи и къ ней принадлежали многіе родственники гетмана. Противъ нея выступала партія «приверженце въ Москвы,» во главѣ съ полковникомъ (полтавскій) Маргы-номъ ІІушкаремъ, сторону которой тянуло и За-порожве. В. пришлось вступить прежде всего въ борьбу съ Пушкаремъ, котораго онъ и разбилъ подъ Полтавой въ 1658 году. Затѣмъ имъ были взяты Лубны, Гадячъ и Конотопъ. Въ Гадячѣ собрана была «рада», на которой выработаны статьи объединенія Малороссіи и Польши въ видѣ союза трехъ равныхъ и одинаково свободныхъ респубеіикъ — Польской, Литовской и Русской— подъ управленіемъ короля, избраннаго тремя соединенными народами. Послѣ такого договора, изъ Москвы грамотой царя В. объявлялся измѣнникомъ и подлежащимъ сверженію. Междоусобная воина началась съ новой силой. Въ концѣ 1659 года на помощь В. пришелъ ханъ Гирей съ 30.000 ордою. Одержавъ много блестящихъ побѣдъ, В., однако, увидѣлъ себя вынужденнымъ на «Герма-повской радѣ» отказаться отъ гетманства, съ усло-віемъ сохраненія Гадячскаго договора. Новый гетманъ договора не исполнилъ: В. бѣжалъ въ Польшу, гдѣ былъ назначенъ воеводой кіевскимъ; участвовалъ въ сраженіяхъ подъ Хмѣльникомъ, Слободышемъ и Чудновымъ. В. началѣ 60-хъ го-довъ былъ старостой въ Барѣ. Въ 1663 году пытался воспользоваться возстаніемъ крестьянъ |