Словарь исторический и социально-политический 1906г.

  [ Оглавление ]     [ О сайте и словаре ]     [ Отзывы ]  

Веротерпимость
Вече
Вяземский
Вязмитинов
Вячеслав
ПредыдущаяСледующая
Словарь исторический и социально-политический - Веротерпимость
 - Вячеслав


гласій между конституціоналистами и абсолютистами В. с. не имѣлъ прочнаго существовали; онъ существовалъ и въ курфюршествѣ Гессен-скомъ 1850—53 гг.

Вѣротерпимость — свобода вѣроисповѣда-вія, свобода религіи. Каждый имѣетъ право вѣ-рить или не вѣрить безъ всякихъ для себя не-выгодныхъ послѣдствій, разъ содержаніе его испо-вѣданія нѳ нарушаетъ существ, госуд. законовъ (призваніе,напр., къ неповин. законамъ) и нарушеніе обществ, спокойствія (напр., проповѣдь на площа-дяхъ). Каждый имѣетъ право образовать союзъ единомышленниковъ въ религіозныхъ взглядахъ и сообща исполнять религіозные обряды. Въ зако-нодательствѣ идеи вѣротерпимости нашли отраже-ніе въ концѣ XYIII вѣка. Въ 1781 г. былъ из-данъ законъ о терпимости въ Австріи, въ 1788— во Франціи, а декларація прав. 1789 г. ввела и свободу публич. богослуж. Въ XTIII в. въ Пруссію проникаетъ широкая вѣротерпимость; въ 1848 г. «основныя права» гарантировали нѣмцу «полную свободу вѣроиспов.» и неогранич. право «домаш-няго и публичнаго богослуженія». Въ настоящее время почти во всѣхъ западно-европ. государ-ствахъ господствуетъ нолная свобода вѣроиспов. Въ Россіи пониманіе «свобода вѣры» сводится къ нѣкоторой религіозной самостоятельности при-знанныхъ и находящихся подъ контролемъ и управленіемъ государств, властей духовныхъ об-въ.

За исключеніемъ иностранцевъ, которые иыѣютъ по ст. 44 «осн. зак.» съ вѣдома полиціи на домашнее богослуженіе, всѣ жители Россіи юридически не должны принадлежать къ др. вѣроиспов., кромѣ православнаго и нѣкот. др. дозволенныхъ, (р-кат., лютер., реформ., армяно-грегор., раскольн., баптистовъ, евреевъ-талмуд., караимовъ, мусуль-манъ суннитовъ и шіитовъ и нѣк. др.).

При зачисленіи въ разрядъ терпимыхъ религій русское право руководствуется національнымъ принципомъ: «Да всѣ народы славятъ Всемогу-щаго по закону и исповѣданію отцовъ своихъ». Для цѣлей вліянія на покоренный народности этотъ принципъ правительству очень удобенъ, (чтобы привязать напр, бурятъ, калмыковъ, къ новой власти, ихъ (ламайская) вѣра постепенно вводится въ разрядъ терпимыхъ. Въ результат получается цѣлая лѣстница религій, внизу которой сибирскіе шаманисты и самоѣды язычники, вверху православные, пользующіеся уже всѣми преимуществами.

Въ Россіи только «одна господств, церковь имѣетъ право въ предѣлахъ государства убѣждать непринадлежащихъ къ ней къ принятію ея ученія» (право религіозной пропаганды—прозелитизма). Всѣ другія подвергаются за это на-казаніямъ отъ выговора до каторги включительно. Православіе находится подъ охраной уголовнаго закона въ противовѣсъ всѣмъ остальпымъ испо-вѣданіямъ. «Возложеніе хулы» на православный крестъ и угодниковъ наказывается каторгой. Всегда принципомъ права является охрана репрессивными мѣрами христіанскихъ, и главнымъ образомъ, православнаго вѣроисповѣданій^ Законъ предписываетъ супругу-нехристіанину не мѣшать другому въ его «свободномъ исповѣданіи, «не оскорблять его вѣры и не обольщать его къ переходу въ другую»; супругъ же, обратившійся въ правоелавіе, напр., изъ еврейства, долженъ стараться склонить и другого супруга къ переходу въ православіе.

Что касается гражданскихъ и политич. правъ, то существеннымъ ограниченіямъ въ зависимости .отъ религіи, подвергаются евреи. По отношенію къ правамъ отдѣльныхъ церквей, церкви, за исключ. раскольничьихъ сектъ языческихъ вѣръ, пользуются юрисдикціей по брачнымъ дѣламъ, ведутъ метрич. книги, осуществляютъ духовную цензуру,, пользуются выборнымъ самоуправленіемъ. Хри-стіанское духовенство освобождено отъ воинской повинности, тѣлесныхъ наказаній и личныхъ повинностей. Монашескіе обѣты имѣютъ юридич. силу. Церкви пользуются правомъ юридич. лицъ и мо-гутъ (съ ограниченіями) пріобрѣтать недвиж. имущества.

Вѣче—древнерусское народное собраніе. У русскихъ славянъ вѣча были вездѣ. Участвовать въ нихъ могли всѣ свободные домохозяева; опредѣ-ленныхъ сроковъ для его созыва не было, соби-ралъ его обыкновенно князь, но могъ собирать-и самъ народъ. В. полную самостоятельность пріобрѣло въ Новгородѣ и Псковѣ, а въ другихъ городахъ имѣло только совѣщательное значеніе. Чаще всего вѣче избирало князя, объявляло войну, въ особыхъ случаяхъ вмѣшивалось въ княже-скій судъ и управленіе. Татарское нашествіе ослабило значеніе вѣча и возвысило значеніе князей.

Вяземскій 1) Ал-дръ Алексѣевичъ, кн., ге-нералъ-прокуроръ сената, род. 1727 г., ум.у 1798 г.; участникъ семилѣтней войны; по пору-ченію Екат. II въ 1763 г. усмирялъ бунтовав-шихъ кр-нъ на сибирскихъ заводахъ. В. былъ предсѣдателемъ комиссіи о составлены нов. уло-женія и принималъ дѣят. участіе въ выработка «Учрежденія о губерніяхъ», въ 1789 г. его раз-билъ параличъ, въ 1792 г. вышелъ въ отставку.

2) Аѳанасій Ив., кн., опричникъ и любимецъ Іоанна IY; былъ однимъ изъ устроителей опричины. Казненъ 1570 г.

Вязмитиновъ, графъ, Сергѣй Кузьмичъ, ген-отъ-инф., род. 1749 г., ум. 1819 г. ген.-отъ ннф.;1790 г. былъ могил, губерн. и началъникомъ Бѣлорус. егер. корпуса, усмирялъ безпорядки въ киргизъ-кайсацкой ордѣ; 1796 г. назначенъ Оренбург., а потомъ подольскимъ военнымъ губерн. 1797 г.—комендантомъ Петропавл. крѣпости СПБ. и управляющимъ коммисаріатскимъ департамен-томъ; въ 1802 г. былъ назначенъ министромъ военно-сухопут. силъ; 1812 г. управлялъ министер-ствомъ полиціи, а въ концѣ года назначенъ предсѣд. комитета министровъ; 1816 г. назначенъ СПБ. генералъ-губерн. и возведенъ въ графское достоинство.

Вячесдавъ 1) четвертый сынъ Ярослава Мудраго при раздѣлѣ областей, 1054 г. получилъ Смоленскую землю; ум. 1056 г.

В. Борисовичъ (Вячко) кн. Кукейносскі въ Ливоніи, сынъ Бориса Полоцкаго, долго боролся съ Литвой. Впослѣдетвіи сидѣлъ княземъ въ Дерптѣ (Юрьевѣ) и велъ непрерывную борьбу съ нѣмцами. Въ 1224 г. Дерптъ былъ взятъ рыцарями и въ числѣ погибшихъ защитниковъ былъ и В.




Добавьте свой комментарий к этой странице:

Имя: E-mail: 10 x 5 =