Словарь исторический и социально-политический 1906г.

  [ Оглавление ]     [ О сайте и словаре ]     [ Отзывы ]  

Фушэ
Фьеве
Фэн
Фюстель де Куланж
Хаджи-Мурад
Хази-Христос
Халифы
Харес
Хасиды
ПредыдущаяСледующая
Словарь исторический и социально-политический - Фушэ
 - Хасиды


ФУШЭ

годахъ ученіе Ф. нашло много послѣдователей, какъ Петрашевскаго, Н. Данилевскаго, Салтыкова-Щедрина, Чернышевская и др.

Фушэ, Жозефъ, франц. госуд. дѣят., министръ полиціи при Наполеонѣ I, род. 1763. Въ 1792 былъ избранъ въ конвентъ, гдѣ присоединился къ партіи Горы. Исключенный изъ якобинскаго клуба Робеспьеромъ, соединился съ его врагами и со-дѣйствовалъ его паденію. Въ 1799 былъ назначенъ министромъ полиціи; онъ помогалъ Наполеону при совершеніи переворота 18 брюмера, затѣмъ организовалъ прочную систему шпіонства надъ всѣми классами общества. Послѣ 2 го отреченія Наполеона 1815 онъ былъ избранъ предсѣдате-лемъ временнаго правительства и, уговоривъ Наполеона бѣжать въ Америку, сталъ подготовлять реставрацію Бурбоновъ. Онъ остался на посту министра полиціп и при новомъ правительствѣ, но вслѣдствіе нападковъ на него ультра-роялпстовъ, Людовикъ XYIII долженъ былъ отставить его. Ф. былъ очень даровитъ, но своими талантами пользовался лишь для различныхъ интригъ и для корыстныхъ и честолюб. цѣлей. Ум. 1830.%

Фьеве, Іосифъ, франц. публицистъ, род. 1767. Во время революціи выступилъ въ одной своей брошюрѣ противникомъ господствующая теченія и послѣ 9 термидора сдѣлался непримиримымъ врагомъ конвента; арестованный послѣ 18 фрук-тидора, онъ въ теченіе года находился въ заключены. Съ 1805 былъ цензоромъ и редакторомъ «Journal de ГЕтріге» и затѣмъ префектомъ ІІьевр-скаго департамента; позже примкнулъ къ реста-враціи. Ум. 1839.

Фэнъ, Агатонъ Жанъ Франсуа, тайный секретарь Наполеона I, род. 1778. Сопровождалъ Наполеона во всѣхъ походахъ; онъ же составлялъ актъ отреченія Наполеона; 1830 онъ сдѣлался первымъ министромъ кабинета у Людовика Филиппа. Ум. 1837.

Фюстель де Кулаижъ, Нума Дени, изв. франц. историкъ; род. 1830, ум. 1889. Въ своихъ трудахъ, Ф. де К. изслѣдуетъ не внѣшнія собы-тія, а внутренній строй, при чемъ вездѣ проводить историческую теорію родового культа. Изъ его трудовъ:    «Гражданская община античнаго

міра», «Древнее общество» и мн. др., затѣмъ оставилъ много цѣнныхъ монографій о соціальной исторіи Франціи въ средніе вѣка.

Хаджи-Мурадъ, одинъ изъ замѣчательныхъ предводителей горцѳвъ во время покоренія Кавказа, 1834 участвовалъ въ убійствѣ аварскаго хана Гамзадъ-Бека и затѣмъ отстаивалъ Дагестанъ отъ Шамиля; несмотря на это, онъ 1836 былъ обви-ненъ въ тайныхъ сношеніяхъ съ Шамилемъ, арестованъ и отправльнъ въ Темиръ-ханъ-Шуру, по дорогѣ бѣжалъ и затѣмъ, дѣйствительно сблизившись съ Шамилемъ, 1841 — 51 участвовалъ во всѣхъ главныхъ предпріятіяхъ Шамиля. Х.*М. сдѣлался такъ популяренъ, что Шамиль, видя въ немъ опаснаго соперника, стдалъ тайный приказъ о томъ, чтобъ его убить. Х.-М. узналъ объ этомъ и перешелъ на сторону русскихъ (1851). Но уже нъ слѣдующемъ году (1852) онъ пытался бѣжать и, настигнутый, былъ убитъ.

Хази-Христосъ, предводит, сербо-болгаро-ѳракійскаго корпуса во время войны Греціи за освобожденіе, род. 1783, ум. 1853.

Халифы, такъ назыв. преемники Магомета.

1) Законные X. Такъ какъ Магометъ умерь, не оставивъ мужского потомства и не назначивъ себѣ преемника, то послѣ его смерти вознйкь спорь о престолонаслѣдіи; • спорь этотъ рѣшилса въ пользу тестя Магомета Абу - Бекра, который усмиривъ смуты и волненія, начавшіяся послѣ смерти Магомета, объединилъ подъ знаменемъ ислама всю Аравію; 634 онъ умеръ, назначивъ своимъ преемникомъ Омера I (634 — 44), тоже тестя Магомета. Онъ укрѣпилъ государство внутри и далеко раздвинулъ его предѣлы; онъ же далъ своей имперіи организацію, до сихъ поръ служащую образцомъ для вс^хъ мусульманскихъ госу-дарствъ. Ему наслѣдовалъ Османъ (644 — 56), который не обладалъ способностями правителя, и царствованіе его прошло въ смутахъ; заслугой Османа является усгановленіе окончательной ре-дакціи Корана. Послѣ Османа на престолъ взо-шелъ Али (656—61), внукъ Магомета. Но многіе отказались признать его, и все его царствованіе прошло въ подавлеліи возстаній, пока онъ нѳ былъ убитъ во время войны съ возставшимъ намѣстни-комъ Сиріи Моавіѳй. Старшій сынъ Али, Гассанъ. отрекся отъ престола іі призн. халифомъ Моавію.

2) Омаяды, династія халифовъ, основанная Мо-авіей, см. Омаяды.

3) Абассиды, династія, господствовавшая въ 749 — 1055. Наиболѣе выдающимся представи-телемъ ея былъ Гарунъ-аль-Рашидъ (786—809). при которомъ халифатъ достигъ высшей степени процвѣтанія.

4) Прочіе X. Спасшіеся въ Испаніи отъ Абасси-довъ Омаяды, провозгласили себя X, но, кромт» Испаніи, ихъ признавали только въ Зап. Африкѣ.

Харееъ, аѳинскій полководецъ, командовалъ флотомъ въ союзнической войнѣ, затѣмъ въ войнѣ Филиппа Македонская два;кды помогалъ олинѳянамъ. Въ 338 до P. X. участвовалъ въ Херонейской битвѣ. Ум. 334.

Хасиды, такъ назывались патріоты въ эпоху Селевкидовъ, составившіо союзъ для защиты юдаизма. Въ ихъ средѣ возникло движеніе Макка-веевъ. Изъ ихъ же среды вышли реформаторы ессеи и консерваторы фарисеи. Въ настоящее время X. называются послѣдователи мистико-кабаллистической секты, творцомъ которой былъ Израиль Бештъ (род. 1698, ум. 1760), за заняло свое названный Баалъ-Шемъ-товъ («чудотво-рецъ»): лѣчилъ больныхъ посредствомъ кабалли-стическихъ амулетовъ, заклинаній и т. п. Объявивъ себя пророкомъ, онъ присвоилъ себѣ званіе цад-дыка и пріобрѣлъ многочисленныхъ привержен-цевъ. Но его ученію цѣль религіи—духовное обще-ніе съ Богомъ, сущность ея—въ чувствѣ и вну-треннемъ сознаніи, а не въ умѣ и богословшшъ ученіи, какъ думаютъ раввины; лучшимъ же сред-ствомъ общенія съ Богомъ—экстазъ, какъ страстная молитва, доводящая до временной потери сознанія и т. п. Въ 1772 началась ожесточенная борьба между приверженцами раввиновъ и X., которая длилась около четверти вѣка, а въ на-чалѣ XIX в. хассидизмъ сталъ, по мѣрѣ рас-пространенія, распадаться на множество мелкихъ




















Добавьте свой комментарий к этой странице:

Имя: E-mail: 5 x 10 =